Методические указания к лабораторному практикуму по курсу «Методика преподавания физики в школе», страница 12

отсюда

Опыт проделывают не менее трех раз (не меняя нагрузку).Измеряют усредненное расстояние s, пройденное бруском, растя­жение пружины x и вычисляют коэффициент трения μ.

Опыт повторяют, меняя массу бруска (помещают на него стограммовые грузы) и растяжение пружины (увеличивают показа­ния динамометра каждый раз на 0,5-1,0 H) определяют среднее значение коэффициента трения. Результаты измерений заносят в таблицу:

п/п

F, H

m, 10-3 кг

x, 10-3 м

s, 10-3 м

μ

1

2

3

2. Собирают установку по рисунку 36. Неподвижный блок зажимают в лапку штатива, а линейку трибометра кладут на стол так, чтобы она упи­ралась концом в основание штатива. Груз массой

m2 = 100 г подве­шивают с таким расчетом, чтобы в момент удара его о пол брусок перемещаются примерно на половину длины трибометра. Затем бру­сок m1 совмещают с правым концом линейки трибометра, отмечают положение бруска и отпускают его. Система приходит в движение. причем до удара груза о пол брусок проходит расстояние H, равное высоте опускания груза. После остановки груза брусок проходит за счет кинетической энергии еще некоторое расстояние s и останав­ливается.

Вследствие изменения потенциальной энергии груза m2 со­вершается работа против силы трения при перемещении тела m1 на расстояние H+s и, кроме того, груз m2 приобретает кинетическую энергию

.

Подставляя в это уравнение вместо v2 его значение, равное 2aH, где

т.е.                                

получим:          

После упрощения имеем:

Таким образом, для вычисления коэффициента трения нужно

измерить s и Н и определить m1 и m2.

Массы тел определяют с помощью весов. Поместив брусок в начальное положение, измеряют высоту Н груза m2. Затем, придер­живая груз рукой, перемещают его вдоль линейки до тех пор, пока груз m2 не опустится на пол. В этот момент фиксируют положение бруска, определив тем самым начало отсчета расстояний s. Вернув брусок в начальное положение и устранив колебания груза, отпус­кают брусок. После остановки системы измеряют расстояние, пройденное бруском за счет кинетической энергии (расстояние s от начала отсчета до конечного положения бруска). Опыт выполняют не менее трех раз при одной нагрузке и определяют усредненное расстояние s. Результаты измерений и вычислений заносят в табли­цу:

№  п/п

s, 10-3 м

m1, 10-3 кг

μ

Лабораторная работа №6

ИССЛЕДОВАНИЕ УПРУГИХ СВОЙСТВ ТВЕРДОГО ТЕЛА.

Оборудование: 1) прибор для изучения деформации растяже­ния; 2) индикатор часового типа 0-10 мм, 3) микрометр для изме­рения с точностью до 0,01 мм; 4) линейка измерительная 300-500 мм; 5) образцы проволоки длинной 600-700 мм: две стальные диа­метром 0,2-0,3 мм и 0,3-0,5 мм и две медные диаметром 0,5-0,8 мм и 0,8-1 мм.

Выполнение работы

Прибор для выполнения этой работы устроен следующим об­разом. Между двумя направляющими железными стержнями а, скрепленными по концам подставками б, вмонтирован динамометр в в виде стальной пружины. Динамометр заканчивается втулкой с прорезью, в которой находится съемный вкладыш г для закрепления проволоки.

С противоположной стороны прибора установлен червячный механизм д, подобный тем, которые часто применяются в музыкаль­ных инструментах для натяжения струны. Проволока одним концом прикрепляется посредством вкладыша к динамометру, а другим – к оси червячного механизма.

При вращении колка начинает вращаться ось механизма, на которую при этом наматывается проволока. Одновременно начина­ет растягиваться пружина динамометра, о чем можно судить по его указателю, перемещающемуся по шкале е, градуированной в кило­граммах.