1. Прибор ПДЗМ состоит из следующих основных частей % направляющего монорельса, кареток, динамометра, узла сброса давления, пусковых магнитов, грузов (50 г.), соединительных проводов, флажков и ступенчатой подставки.
Направляющий монорельс (монорельс представляет собой полую алюминиевую трубу прямоугольного сечения), жестко соединен с опорной рамой при помощи двух направляющих винтов.
В верхней поверхности монорельса имеются отверстия диаметром 0,8 мм равномерно расположенные друг от друга и предназначенные для создания равномерно распределенного по длине монорельса избыточного давления. Таким образом, монорельс является направляющим для движения кареток и камерой, создающей воздушную подушку под ними на всем пути движения.
На левый конец монорельса с помощью хомута крепится резиновая трубка, предназначенная для соединения монорельса с нагнетательным аппаратом воздуходувкой. На правый конец крепится узел сброса давления, выполняющий функцию воздушной заслонки. На обоих концах монорельса закреплены пусковые магниты, предназначенные для притягивания и отпускания (запуска) подвижных кареток.
Быструю установку прибора (направляющего монорельса) на постоянные утлы наклона 1˚ и 3˚ обеспечивает ступенчатая подставка.
2. Для установки счетчика-секундомера в необходимом режиме клавишу ИЗМ ВЫД поставить в положение ИЗМ, а клавишу Т – в положение Т. Нажать кнопку СТОП. Обнулить прибор, нажав кнопку СБРОС. Далее, нажимая последовательно кнопку ПУСК, СТОП, убедиться в работоспособности секундомера при управлении от датчиков.
Датчик, подсоединенный к гнезду разъема Д1, запускает секундомер, а датчик, подсоединенный к гнезду разъема Д2, останавливает секундомер. В этом режиме возможно также перекрестное управление-запуск от кнопки ПУСК, а остановки от датчика Д2 или запуск от датчика Д1, а остановки от кнопки СТОП.
Опыт 1. Проверка закона путей. Установить монорельс ПДЗМ так., чтобы он имел минимальный наклон, при котором каретка еще перемешалась. Включить воздуходувку и с помощью электронного счетчика-секундомера зафиксировать временной ин-тервал t, за который каретка проходит расстояние между фотодатчиками s. Повторить опыт для различных расстояний между фотодатчиками. Результаты занести в таблицу:
Повторить опыты для других углов наклона монорельса к горизонту.
Сделать вывод.
Опыт 2. Измерение расстояний, пройденных грузом в заданные интервалы времени, при равноускоренном движении.
В этом опыте используется машина Атвуда с установленным с левой стороны электромагнитным пускателем, узлом блока и грузами на леске. Электромагнитный пускатель подключается через однополюсный переключатель к гнездам ЭМ счетчика-секундомера. На штативе закрепляется фотоэлектрический датчик, который подключается к гнезду разъема Д2 счетчика–секундомера. Машина Атвуда устанавливается на демонстрационном столе и выверяется в
вертикальном положении таким образом, чтобы леска с грузом при движении свободно перемещалась в зазоре между якорем и сердечником электромагнитного пускателя. Грузы уравновешивают.
Счетчик–секундомер включается в сеть и устанавливается в режим таймера. В этом режиме клавишу ИЗМ и ВЫД ставят в положение ВЫД, а клавишу Т – в положение Т.
Разрывают цепь электромагнитного пускателя однополюсным переключателем. Нижней кромкой подводят правый груз, перегруженный относительно левого, к нулевой отметке шкалы и, замыкая цепь, фиксируют его в исходной позиции. Далее нажимают последовательно кнопки ПУСК, СБРОС. На этом подготовка к опыту заканчивается.
Опыт начинается с выбора временного интервала. Для этого нажимается соответствующая клавиша, например 1,0 с. Далее пересекают луч фотоэлектрического датчика, при этом одновременно начинается отсчет времени и обесточивается электромагнитный пускатель, удерживающий груз. Правый груз с перегрузком начинает равноускоренно движение вниз. По истечении выбранного интервала времени t = 1,0 с. на электромагнитный пускатель автоматически подается напряжение и груз останавливается на отметке H1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.