Материалы применяемые в электрических машинах, в подавляющем большинстве являются изотропными и значения коэффициентов теплопроводности полученные на базе экспериментальных исследований, приводятся в специальной литературе [1, 2, 3, 4, 5, 6, 11]. Однако сама электрическая машина является сложной композицией проводниковых, магнитных, изоляционных и конструктивных материалов. Так корпусная изоляция представляет собой слоистую систему из материалов с различными коэффициентами теплопроводности и наличием воздушных прослоек, сердечники магнитопроводов композицию из стальных листов, изолированных друг от друга. Наиболее сложную систему представляют из себя обмотки электрических машин, включающие проводниковые материалы (медь, алюминий) и воздушные промежутки между проводниками. Эти обстоятельства обусловили необходимость расчетов эквивалентных коэффициентов теплопроводности композиционных структур, методика определения которых наиболее полно отражена в [4, 5, 6].
Коэффициенты теплопроводности ряда проводниковых, магнитных, изоляционных и конструктивных материалов, применяемых в электрических машинах приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Коэффициенты теплопроводности материалов, применяемых в электрических машинах
Наименование материала |
Коэффициент теплопроводности l |
Медь М00 при t=20°C |
395 |
Медь М00 при t=100°C |
392 |
Медь М1, М2 при t=20°C |
387 |
Медь М1, М2 при t=100°C |
380 |
Алюминий при t=20°C |
198 |
Алюминий при t=100°C |
189 |
Электротехническая сталь 1211¸1213 1311¸1312 1411¸1413 1511¸1513 2011¸2013 2112¸2411 |
35¸37 24 19¸21 15¸18 31¸37 31¸33 |
Сталь конструкционная (Ст.3-Ст.45) |
48 |
Дюралюминий (силумин) |
160 |
Текстолит |
0,17¸0,22 |
Стеклотекстолит |
0,31¸0,34 |
Гетинакс |
0,23¸0,28 |
Дерево (поперек волокн) |
0,11¸0,13 |
Миканит |
0,18¸0,24 |
Электрокартон |
0,15¸0,18 |
Стеклоткань |
0,18¸0,2 |
Стукломикафолий |
0,2 |
Стекломиканит |
0,14¸0,16 |
Асбестовая бумага |
0,18¸0,19 |
Микафолий |
0,23 |
4.3.1.1 Эквивалентный коэффициент теплопроводности слоистой композиции.
На рис. 4.1 представлена конструкция корпусной изоляции, состоящая из различных материалов
Рис. 4.1. Определение эквивалентной теплопроводности изоляции
Температурный перепад равен сумме температурных перепадов по слоям:
.
Тепловой поток через все слои одинаков и, следовательно. суммарное тепловое сопротивление равно:
.
Обозначив через lэкв эквивалентную теплопроводность получаем (площадь также одинакова):
.
Из полученного выражения находим эквивалентную проводимость слоистой композиции:
(4.1)
или в общем виде:
(4.2)
При расчете lэкв наиболее неопределенным представляется учет воздушных промежутков между слоями, т.к. в основном их величина определяется технологией производства (наложением изоляции, пропиткой и другими факторами). Поэтому в практике тепловых расчетов электрических машин обычно используют значение lэкв , полученное для различных комбинаций материалов на основании опыта производства электрических машин. Значения коэффициентов теплопроводности для различных изоляционных материалов и композиций приведены в [1, 2, 5, 6], а значения lэкв, для наиболее применяемых в электрических машинах композиций - в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Эквивалентные коэффициенты теплопроводности корпусной изоляции электрических машин.
Корпусная (пазовая) изоляция |
Коэффициент теплопроводности lэкв |
Изоляция класса А, Е, В |
0,186 |
Изоляция класса F, H |
0,2 |
Изоляция типа «Изофлекс» |
0,24¸0,31 |
Микалентавая компаундированная изоляция |
0,2¸0,27 |
Изоляция типа «Слюдотерм» |
0,24¸0,27 |
Изоляция типа «Монолит» |
0,26¸0,32 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.