4. лобовая часть обмотки статора со стороны вентилятора с потерями ( - полные потери в лобовых частях обмотки статора);
5. лобовая часть обмотки статора со стороны привода с потерями ;
6. внутреннее пространство со стороны вентилятора с потерями ( - внутренние механические потери);
7. внутреннее пространство со стороны привода с потерями .
Схема теплопередачи представлена на рисунке 4.4.
Вследствие различных условий охлаждения внешним вентилятором температура и объемов «а» и «б» различна. Неодинакова и температура потока окружающей среды в зоне щитов и корпуса, причем неравномерность распределения температуры вдоль корпуса тем больше, чем больше его длина. Для выполнения теплового расчета эти температуры должны быть известны, что значительно усложняет задачу.
Результаты исследований, приводимые в [2, 3, 4, 5], позволяют упростить тепловую схему без ущерба для точности расчетов, если принять следующие допущения:
- температура внутри электродвигателя (объем «а» и «б») одинакова - ;
- вследствие практически линейного закона подогрева охлаждающей среды при движении потока относительно поверхностей теплосъема, температуру во всех точках можно принять равной температуре окружающего пространства плюс средний подогрев воздуха в системе охлаждения.
,
где: - подогрев воздуха, определяемый в вентиляционном расчете.
Эти допущения позволяют объединить в один узел точки 1 и 2 внутреннего объема точки 3, 4, и 5 внешней поверхности. Эквивалентная тепловая схема принимает вид, представленный на рис. 4.5.
Рис. 4.5. Эквивалентная тепловая схема замещения
Источниками тепла являются потери электрической машины
Р1 – электрические потери в пазовой части обмотки статора;
Р2 - электрические потери в лобовой части обмотки статора;
Р3 - потери в стали сердечника статора, состоящие из основных потерь в зубцах и ярме, поверхностных и пульсационных потерь в статоре, половины добавочных потерь при нагрузке;
Р4 – потери в короткозамкнутом роторе, включающие в себя электрические потери в обмотке ротора, поверхностные и пульсационные потери в роторе и половину добавочных потерь при нагрузке;
Р5 – механические потери, выделяющиеся во внутреннем объеме (трение ротора о воздух, потери вентиляционных лопаток ротора).
Тепло в электродвигателе передается в направлениях, указанных на рис. 4.5. Потери пазовой части обмотки статора в осевом направлении передаются к лобовым частям через тепловое сопротивление R12 и в сердечник статора через тепловое сопротивление R13. С поверхности лобовых частей через сопротивление R25 тепло отдается во внутренний воздух, где соединяется с тепловым потоком от механических потерь и тепловым потоком от торцевых частей ротора. В электрических машинах с малой величиной воздушного зазора при отсутствии внутреннего продува проявляется передача тепла от ротора к статору и наоборот в зависимости от степени нагрева статора и ротора (на рис 4.5. – тепло через воздушный зазор передается от статора к ротору – тепловой поток Р34). Потери в роторе с учетом теплового потока Р34 (добавляется или вычитается из Р4) также отдаются с торцевых частей во внутренний воздух через сопротивление R 45. Суммарный тепловой поток внутреннего воздуха Р56 через внутренние поверхности щитов и свисающих частей станины (тепловое сопротивление R45) передается к наружной поверхности , где складывается с тепловым потоком Р36 передаваемым через тепловое сопротивление R36 от сердечника статора и через тепловое сопротивление R67 отдается в охлаждающую среду. Тепловые сопротивления, указанные на рис. 4.5., как правило включают в себя несколько составляющих, определяющих суммарное тепловое сопротивление на пути передачи тепла от одной части электрической машины к другой и в сильной степени зависят от конструкции и системы вентиляции. Расчет наиболее часто встречающихся типов тепловых сопротивлений в электрических машинах приведен в примерах тепловых расчетов, рассмотренных в следующем разделе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.