Горочные системы автоматики и телемеханики. Диспетчерский контроль за движением поездов. Диспетчерская централизация. Ограждающие устройства на переездах, страница 6

2. ДИСПЕТЧЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ (ДК)

ЗА ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

2.1. Назначение и структурная схема

Устройства ДК предназначены для передачи информации поездному диспетчеру о продвижении поездов по участку с целью повышения оперативности его работы. В настоящее время на ж.д. России находятся в эксплуатации две системы ДК: старая типа БДК – ЦНИИ (1959 г.) и новая ЧДК – КБ ЦШ (1966 г.). Для связи ЦП с линейными пунктами в обеих системах предусматривается па­ра проводов (ДК-ОДК). В системе БДК (рис. 2.1) эта пара имеет шлей­фовые вхо­ды на промежуточных сигнальных точках и стан­ци­ях.

Система ЧДК (рис. 2.1) является циклической в части опроса ЦП линейных станций (в количестве до 15).

Для синхронизации работы распределителей ЦП и линейных станций применяется ТГ 16-ой частоты. За один цикл длитель­ностью 15с осуществляется опрос до 480 объектов (480 : 15 = 32 объек­­та с каждой станции). В части опроса сигнальных точек ЧДК яв­ляет­ся непрерывным, что позволяет регистрировать место­на­хож­дение поезда на перегоне, движущегося с любой прак­тически реали­зуемой скоростью. В настоящее время аппаратура ЧДК вы­пус­кается в блочном исполнении со штепсельным вклю­чением: гене­раторы ГКШ, усилители УПДК, приёмники ПДК1-1(319-659 Гц) и                                   ПДК1-2(732-1523 Гц).

Рис. 2.1. Система ЧДК:

ЛГ1-ЛГ16 – ли­ней­ные генераторы частот f1 – f16 от 360 до 1500 Гц;

ТГ – тактовый ге­не­­ратор; У – усилитель; П – приёмник (фильтр + регистр);

Р – рас­­пре­де­литель; СОК – станционные объек­ты конт­роля;

БУР – блок управ­ляющих реле; Ф115 – фильтры ЦП.

2.2. Контроль объектов в ЧДК

На каждой сигнальной точке устанавливается генератор ГК6                   (ГК6-1, …, ГК6-16). Генератор ГК6 имеет задающий каскад на тран­­зисторе Т1 по схеме с общим эмиттером (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Схема генератора ГК

В цепь положи­тель­ной об­ратной связи включён камер­тон­ный стабилизатор часто­ты ГФ3. Задающий каскад через Тр1 свя­зан с усилительным кас­ка­дом­ на транзисторах Т2 и Т3, соеди­нённых по двухтактной схе­ме. Пи­­та­ние ГК осуществляется от выпря­ми­теля В, собранного по мос­то­­­вой схеме. Усилительный же каскад по­лу­чает питание от выпрямителя В через кон­­­такт           сигнального реле С. На выходе ГК имеется транс­форматор Тр2, ко­то­рый подаёт в линию ДСН сигнал непрерывной час­тоты, если блок-участок сво­бо­ден или не подаёт, если блок-участок за­нят.

Применение частотного принципа контроля объектов позво­ли­ли расширить функции ДК, возложив на него ещё обязан­но­сти диагно­стической системы. Так, манипулируя работу зада­ющего кас­када ГК с помощью некоторых контрольных кон­тактов, мож­но пере­давать на станцию дополнительную инфор­ма­цию, на­пример, о пере­горании лампы красного огня, отсутствии ос­нов­­­ного и резерв­ного питания, неисправности ДЯ и др.

Если перегорела лампа красного огня (рис. 2.3), то , в ли­нию поступает код КЖ с частотой f. Если нет основного питания, то  и в линию поступает код Ж с частотой f . Если нет резервного пи­та­ния, то , в линию поступает код З с частотой f . Если неисправна ДЯ, то , но счётчик 1 работает в коде КЖ, Ж или З по мере удаления поезда. По миганию лампочки у ДСП можно судить о характере неисправности на сигнальной точке. ГКШ отличается от ГК тем, что имеет мульти­вибратор, заменяющий КПТ.

Рис. 2.3. Схема контроля исправности лампы красного огня

2.3. Приём сигнальной информации на промежуточной станции

Кодовый сигнал поступает на усилитель УПДК1, выпол­ненный по двухтактной схеме на транзисторах Т1 и Т2, после чего про­­ходит через приёмник ПДК1. В каждом блоке приёмника име­ет­ся восемь узкополосных камертонных фильтров с усили­тель­ными транзисторами, на выходе которых включены регистри­рующие реле. Через контакты регистрирующих реле включаются лампочки табло ДСП. Кроме того, регистрирующие реле участву­ют в передаче инфор­мации с промежуточной станции на ЦП.

2.4. Передача сигнальной информации с промежуточной станции