Горочные системы автоматики и телемеханики. Диспетчерский контроль за движением поездов. Диспетчерская централизация. Ограждающие устройства на переездах, страница 10

2. По способу передачи сообщений: спорадические, т.е. время от времени (сигналы ТУ во всех системах, сигналы ТС – во всех системах, кроме «Нева» и «Луч»); циклические (сигналы ТС в системах «Нева» и «Луч»).

3. По использованию линии связи при передаче сигналов: симплексные, когда существует или сигнал ТУ, или ТС (ДВК, ПЧДЦ, ЧДЦ); дуплексные, когда могут одновременно передаются сигналы ТУ и ТС («Нева», «Луч»).

4. По элементной базе: релейные (ДВК, ПЧДЦ, ТУ-ЧДЦ), бесконтактные («Нева», «Луч», ТС-ЧДЦ).

Общая характеристика отечественных систем ДЦ приведена в табл. 3.2. В ней обозначены названия систем, характеристика приказов ТУ и ТС (количество импульсов ; продолжительность , ; импульсный признак: В, П, Ч, Ф; количество управляемых объектов ; количество контролируемых объектов ; способ передачи приказа: спорадический СП и циклический Ц), элементная база (реле, бесконтактная БК с использованием электронной техники 1-го поколения, интегральные микросхемы ИМС, микропроцессоры МП), линия связи (симплексная С, дуплексная Д), год разработки.

Т а б л и ц а  3.2

Общая характеристика систем ДЦ

Как видно из табл. 3.2 в последние годы наметился явный поворот в сторону внедрения микропроцессорных систем (ДЦМ). Отличительными чертами их является: байтовый принцип построения сигналов ТУ, ТС; программный способ функционирования; модульный способ компоновки аппаратуры; наличие АРМов ДНЦ и ШН на основе ПЭВМ с вытекающими отсюда преимуществами по функционированию и обслуживанию; оптронная развязка цепей сопряжения с релейной частью ЭЦ.

4. СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕСИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ

ДАННЫХ СПД-ЛП

В решении проблем информатизации железнодорожного транспорта России одной из важнейшей является задача авто­матизации сбора (съёма) первичной оперативной информации в мес­тах её зарождения, обеспечения при этом максимальной досто­вер­ности и минимального времени её доставки потребителям в соот­вет­ствии с установленными нормативами.

Актом приёмочной комиссии, назначенной Указанием МПС №С-1092у от 10.12.96г., система и аппаратно-программный комплекс СПД-ЛП приняты и рекомендованы для тиражирования и применения на сети железных дорог России в качестве базовой системы автоматизированного сбора, обработки и передачи инфор­мации, получаемой от следующих прикладных систем:

– Контроля технического состояния подвижного состава (ПОНАБ, ДИСК, РИСК);

– Контроля функционального и технического состояния устройств СЦБ на станциях и перегонах;

– САИД – системы автоматической идентификации подвижных объектов ж.д. транспорта;

– Контроля функционального и технического состояния средств связи, энергетического хозяйства, охранной и пожарной сигнализации и, при необходимости, других объектов ж.д.транспорта.

Практическое использование комплекса СПД-ЛП позволяет решить ряд задач, а именно:

– Повышение оперативности и качества воздействия на перевозочный процесс и. как результат, экономия всех видов ресурсов (подвижного состава, электроэнергии, топлива и др.), мобильное реагирование на потребности пользователей транспортных услуг;

– Своевременное полное и качественное удовлетворение заявок на транспортные услуги;

– Сокращение продолжительности каждого этапа управления (сбор, обработка, передача пользователю информации и др.);

– Повышение достоверности и полноты информации, используемой для планирования эксплуатационной работы, а также ускорение самого процесса планирования;

– Сокращение контингента за счёт укрупнения объектов управления и устранения промежуточных звеньев;

– Улучшение условий труда оперативно-диспетчерского персонала.

Решение указанных задач является необходимым условием обес­печения высокой эффективности применения вновь создава­е­мых автоматизированных систем управления технологическими про­цессами работы ж.д. транспорта.

Основным принципом информационного обеспечения СПД-ЛП является создание комплексной единой базы данных, ото­бра­жа­ющей поездную, вагонную, локомотивную бригадную модели, а также информацию о состоянии технических средств.

На базе комплекса СПД-ЛП строится единый диспетчерский центр управления (ЕДЦУ), включающий в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) диспетчерского аппарата: