Особой формой фактического материала являются цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т. д. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы, во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т. е. определяться потребностями разработки темы, цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.
Очень важно изучать нормативные правовые акты и литературу в порядке, обратном хронологическому. Вначале целесообразно изучить самые «свежие» публикации, затем — прошлогодние, потом — двухгодичной давности и т. д.
Надо отметить, что основные научные источники обязательно следует использовать за последние 3-5 лет, а для отражения исторического аспекта данной темы — источники того периода, который студент намерен исследовать в выпускной квалификационной работе.
При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати.
Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют логику, обеспе-
17
чивают развитие мысли. По тому, как выпускник пользуется научными понятиями, судят о его компетентности.
При использовании научной терминологии следует:
- использовать научную
терминологию в объеме, не превышаю
щем
необходимость ее для раскрытия темы;
- пользоваться лишь понятными терминами;
- сохранять устоявшиеся
в науке смысл и значение используемо
го
термина;
- обеспечивать
отсутствие противоречий между терминами, со
ставляющими
стройную систему.
Для выпускной квалификационной работы характерен научный стиль. Для научного текста обязательны смысловая законченность, целостность и связанность.
Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Писать необходимо от третьего лица, избегая местоимения «я», потому что основное внимание в выпускной квалификационной работе уделяется не субъекту, а содержанию и логической последовательности информации. Можно использовать слово «автор».
Культуру научной речи определяют такие качества, как точность, краткость и ясность, выражающиеся через доступность и доходчивость. Надо избегать в тексте просторечных и жаргонных слов, многословия, тавтологии, канцеляризмов.
Сбор фактического материала — один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы.
Студент в период практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия или организации, где он проходит практику, изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу той или иной организации или предприятия. Студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его
18
достоверность и достаточность для подготовки выпускной квалификационной работы. После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана выпускной квалификационной работы.
3.4. Составление плана выпускной квалификационной работы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.