Методические рекомендации по выполнению и защите выпускных квали­фикационных работ по специальности "Юриспруденция", страница 8

Особой формой фактического материала являются цитаты, кото­рые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопостав­лении различных точек зрения и т. д. Отталкиваясь от их содержа­ния, можно создать систему убедительных доказательств, необходи­мых для объективной характеристики изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы, во всех случаях число используемых цитат должно быть оп­тимальным, т. е. определяться потребностями разработки темы, ци­татами не следует злоупотреблять, их обилие может воспринимать­ся как выражение слабости собственной позиции автора.

Очень важно изучать нормативные правовые акты и литературу в порядке, обратном хронологическому. Вначале целесообразно изучить самые «свежие» публикации, затем — прошлогодние, по­том — двухгодичной давности и т. д.

Надо отметить, что основные научные источники обязательно сле­дует использовать за последние 3-5 лет, а для отражения историчес­кого аспекта данной темы — источники того периода, который сту­дент намерен исследовать в выпускной квалификационной работе.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библио­графическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиогра­фического описания произведений печати.

Научные понятия, представленные в тексте как термины, состав­ляют основу любого исследования. Они определяют логику, обеспе-

17


чивают развитие мысли. По тому, как выпускник пользуется науч­ными понятиями, судят о его компетентности.

При использовании научной терминологии следует:

-  использовать научную терминологию в объеме, не превышаю­
щем необходимость ее для раскрытия темы;

-  пользоваться лишь понятными терминами;

-  сохранять устоявшиеся в науке смысл и значение используемо­
го термина;

-  обеспечивать отсутствие противоречий между терминами, со­
ставляющими стройную систему.

Для выпускной квалификационной работы характерен научный стиль. Для научного текста обязательны смысловая законченность, целостность и связанность.

Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Пи­сать необходимо от третьего лица, избегая местоимения «я», потому что основное внимание в выпускной квалификационной работе уде­ляется не субъекту, а содержанию и логической последовательности информации. Можно использовать слово «автор».

Культуру научной речи определяют такие качества, как точность, краткость и ясность, выражающиеся через доступность и доходчи­вость. Надо избегать в тексте просторечных и жаргонных слов, мно­гословия, тавтологии, канцеляризмов.

Сбор фактического материала — один из наиболее ответствен­ных этапов подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание рабо­ты. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно проду­мать, какой именно фактический материал необходим для выпуск­ной квалификационной работы.

Студент в период практики должен собрать статистический мате­риал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия или организации, где он проходит практику, изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу той или иной организации или предприятия. Студент должен обобщить ма­териал, собранный в период прохождения практики, определить его

18


достоверность и достаточность для подготовки выпускной квалифи­кационной работы. После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, а также собран и обработан факти­ческий материал, возможны некоторые изменения в первоначаль­ном варианте плана выпускной квалификационной работы.

3.4. Составление плана выпускной квалификационной работы