- организационные и правовые аспекты,
- информационно-аналитические,
- тактические аспекты
деятельности правоохранительных орга
нов по
определенному направлению и т. п.
После определения объекта и предмета ставятся цель и задачи исследования как фрагменты цели.
Цель — замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования носит теоретико-практический характер, что находит отражение в ее формулировке. Целью исследования должны стать совершенствование законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере, разработка концепции, модели правоотношений. Для достижения этой цели ставятся более конкретные задачи, которые находят свое отражение в названиях глав и параграфов основной части выпускной квалификационной (бакалаврской, дипломной) работы.
Задачи — это ступени поиска, потому они и выделяются в соответствии с его логикой. Их следует формулировать с помощью глаголов «изучить», «описать», «установить», «выявить», «сформулировать» и т. п., а так же и имен существительных: «проведение», «изучение», «обобщение», «разработка».
Иначе говоря: задачи — предполагаемый локализованный результат исследования, и они должны носить как теоретический, так и практический характер. Формулировки их необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов выпускной квалификационной (бакалаврской, дипломной) работы.
При определении задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире ее. Цель достигается через реше-
23
ние совокупности задач, а потому каждая из них должна в своем решении продвигать исследование к намеченной цели.
Следующим обязательным элементом научного исследования и введения работы являются методологические основы (методология).
Методология исследования — это та научная база, на которой оно строится.
Методы исследования определяются поставленными задачами.
Общенаучные методы — это способы познания, с помощью которых исследуются общие закономерности возникновения и развития государства и права, которые используются не только в теории права, но и в других науках.
К числу таких способов относят методы:
- системный;
- юридический;
- функциональный;
- социологический;
- логический;
- статистический;
- исторический и т. д.
Системный метод — это способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и тому подобное.
В гуманитарных науках под системой понимается социальное образование, состоящее из многих взаимосвязанных элементов (частей), но взаимодействующее с внешней средой как единое целое. При этом взаимодействие этих элементов порождает новое, не присущее им самим качество.
Сущность системного метода состоит в анализе внутренних и внешних, прямых и обратных связей системы, в выявлении функциональных задач ее частей, согласованности или рассогласованности их действия, в предупреждении противоречий и «возмущений» в государственной и правовой системах.
Юридический метод (метод юридической науки) — это специфический общенаучный метод юридической науки, это путь юридичес-
24
кого познания. Как специфический метод юридического познания действительности он выполняет две следующие основные функции:
- получение юридических знаний;
- построение теоретической (научной) системы
юридических
знаний.
Функциональный метод — это способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим. В общей теории права этот метод применяется при изучении функций государства, государственных органов, функций права, правосознания, юридической ответственности и других правовых явлений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.