Методические рекомендации по выполнению и защите выпускных квали­фикационных работ по специальности "Юриспруденция", страница 11

-  организационные и правовые аспекты,

-  информационно-аналитические,

-  тактические аспекты деятельности правоохранительных орга­
нов по определенному направлению и т. п.

После определения объекта и предмета ставятся цель и задачи исследования как фрагменты цели.

Цель — замысел исследования, научный результат, который дол­жен быть получен в итоге исследования. Цель исследования носит теоретико-практический характер, что находит отражение в ее фор­мулировке. Целью исследования должны стать совершенствование законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере, разработка концепции, модели правоотношений. Для дости­жения этой цели ставятся более конкретные задачи, которые находят свое отражение в названиях глав и параграфов основной части вы­пускной квалификационной (бакалаврской, дипломной) работы.

Задачи — это ступени поиска, потому они и выделяются в соот­ветствии с его логикой. Их следует формулировать с помощью гла­голов «изучить», «описать», «установить», «выявить», «сформули­ровать» и т. п., а так же и имен существительных: «проведение», «изучение», «обобщение», «разработка».

Иначе говоря: задачи — предполагаемый локализованный ре­зультат исследования, и они должны носить как теоретический, так и практический характер. Формулировки их необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов выпускной квалификаци­онной (бакалаврской, дипломной) работы.

При определении задач надо помнить, что ни одна из них не мо­жет повторять цель или быть шире ее. Цель достигается через реше-

23


ние совокупности задач, а потому каждая из них должна в своем ре­шении продвигать исследование к намеченной цели.

Следующим обязательным элементом научного исследования и введения работы являются методологические основы (методология).

Методология исследования — это та научная база, на которой оно строится.

Методы исследования определяются поставленными задачами.

Общенаучные методы — это способы познания, с помощью ко­торых исследуются общие закономерности возникновения и разви­тия государства и права, которые используются не только в теории права, но и в других науках.

К числу таких способов относят методы:

-  системный;

-  юридический;

-  функциональный;

-  социологический;

-  логический;

-  статистический;

-  исторический и т. д.

Системный метод — это способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Этот метод дает возможность рассмат­ривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, право­нарушения, правопорядок и тому подобное.

В гуманитарных науках под системой понимается социальное образование, состоящее из многих взаимосвязанных элементов (ча­стей), но взаимодействующее с внешней средой как единое целое. При этом взаимодействие этих элементов порождает новое, не при­сущее им самим качество.

Сущность системного метода состоит в анализе внутренних и внешних, прямых и обратных связей системы, в выявлении функци­ональных задач ее частей, согласованности или рассогласованности их действия, в предупреждении противоречий и «возмущений» в го­сударственной и правовой системах.

Юридический метод (метод юридической науки) — это специфи­ческий общенаучный метод юридической науки, это путь юридичес-

24


кого познания. Как специфический метод юридического познания действительности он выполняет две следующие основные функции:

-  получение юридических знаний;

-   построение теоретической (научной) системы юридических
знаний.

Функциональный метод — это способ познания, который ис­пользуется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим. В общей теории права этот метод применяет­ся при изучении функций государства, государственных органов, функций права, правосознания, юридической ответственности и других правовых явлений.