В плоскости рамы расчетные длины определяются по рекомендациям [1, прил. 6], где ; в ; F1 = Dmax; F2 = Rп + Rс; J1 = 10; J2 = 1.
Для однопролетного здания с жестким сопряжением ригеля и колонны m1 определяется по [1, табл. 68],
.
Тогда расчетные длины в плоскости рамы составят для подкрановой и надкрановой частей соответственно
; .
Из плоскости рамы закрепления колонны условно принимаются шарнирными (m = 1), дополнительные горизонтальные связи на данном этапе не предусматриваются, поэтому
; .
Проектирование сечений надкрановой и подкрановой частей следует выполнять, рассматривая их в качестве самостоятельных внецентренно сжатых элементов [1, п. 5,24 и далее] и используя традиционную последовательность действий: Уточнение расчетных усилий, определение требуемых габаритов и площадей сечений, принятие сечений (фактических), проверки принятых сечений по частям и в целом с необходимыми по ходу их выполнения уточнениями.
Надкрановая часть
Начинается проектирование колонны с надкрановой части. Для нее из таблицы расчетных комбинаций усилий (сечения 1 – 1, 2 – 2) выбирается наиболее опасная комбинация М, N, расчетная вне зависимости от знака момента. Вычисляется ориентировочная площадь сечения.
,
где 1.25 и 2.8 – безразмерные коэффициенты; ВВ – ширина надкрановой части, определенная ранее, в компоновке рамы; Ry– расчетное сопротивление, принимаемое [1, табл. 50, 51].
Ширина пояса принимается в пределах 250 – 400 мм, но не менее
.
По найденным Атр, ВВ и принятой Вf компонуется сечение надкрановой части (первая проба). При этом следует иметь в виду, что tw ³ 6 мм, tf>tw. Чтобы избежать известной неуверенности в назначении размеров элементов сечения, можно рекомендовать принимать tw = 8 – 12 мм при ВВ = 500 мм и tw = 10 – 16 мм при ВВ = 1000 мм. Тогда на один пояс придется площадь, Аf» 0.5 (Атр – tw ВВ), а его толщина приближенно составит tf»Af / Bf. Необходимо помнить, что толщины листовых элементов, кроме 25 мм, должны быть кратны 2 мм.
Сечение надкрановой части колонны проверяется на прочность или устойчивость в плоскости рамы, на устойчивость из плоскости рамы и местную устойчивость элементов сечения.
Проверка на прочность или устойчивость (в зависимости от mef) в плоскости рамы производится в соответствии с требованиями [1, пп. 5,24 – 5, 27]. Предварительно определяются геометрические харак-
теристики принятого сечения (рис. 2):
Рис. 2.
площадь ;
моменты инерции ;
;
момент сопротивления для наиболее сжатого волокна
;
радиусы инерции
; .
Определив условную гибкость
,
где Е – модуль упругости прокатной стали [1, табл. 63], принимаемый с размерностью Ry, вычисляют относительный эксцентриситет
и приведенный эксцентриситет
,
где h - коэффициент влияния фермы сечения, определяемый по [1, табл. 73].
При mef> 20 сечение проверяется только на прочность по [1, п. 5.25], при mef£ 20 сечение проверяется только на устойчивость по формуле
,
где jе – коэффициент продольного изгиба внецентренно сжатого элемента, определяется для сплошного сечения [1, табл. 74]; gс – коэффициент условия работы, принимаемый [1, табл. 6].
Если проверка устойчивости в плоскости рамы (или прочности) не получится, необходимо увеличить площадь сечения, соответственно уточнив А и jе, или, в крайнем случае, принять сталь более прочной марки. Возможно несколько попыток.
Проверка на устойчивость из плоскости рамы производится в соответствии с требованиями [1, пп. 5.30, 5.31] по формуле
,
где jу – коэффициент продольного изгиба, определяется как для центрально – сжатого стержня, т. е. [1, табл. 72] в зависимости от lу и Rу. Гибкость надкрановой части из плоскости рамы определяется традиционно
.
При определении коэффициента по [1, табл. 5.31]
,
где Мх »0.7 М.
Если эта проверка не получается, необходимо увеличить ширину полок, уточнив А, Jy, iy, ly, jy, но не повторяя предыдущую проверку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.