Паркинсон С. Н., Рустомжи М.К.
Искусство управления (с. 5 – 78)
Отношения между людьми.
О книге в целом.
Надеемся, вы не думаете, что об искусстве межличностных отношения можно рассказать в переделах одной главы книги об управлении. Эта книга вся посвящена человеческим взаимоотношениям. Без умения ладить с людьми вы ничего не сможете добиться. Взаимоотношения между людьми не часть управленческой деятельности, это, собственно, и есть управление, как таковое, т. к. ни машины, ни материалы не могут «работать» без человека.
Деньги, материалы, машины
Деньги, материалы и машины – основа любого промышленного предприятия. Но помните руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчинённым. Вот почему мы говорим, что уметь разбираться в людях – их знаниях, особенностях характера, настроениях – одна из главных задач руководителя. Управление – это не совокупность видов деятельности, один из которых – отношение между людьми. Управление и есть умение общаться с людьми.
Искусство управление людьми
Пять тысяч работают под вашим началом или пять – вам необходимо знать, как с ними ладить, чтобы дела в фирме шли успешно. Вот почему это искусство так высоко цениться! Руководитель, им владеющий, несомненно сделает блестящую карьеру.
Ничего не заменит непосредственного общения
Обратите внимание – и вы удивитесь! – как много начальников подолгу просиживают в своих светлых просторных кабинетах с кондиционерами и почти не интересуются, что происходит за их стенами. Бумаги подписывать – и только – несложно. А пройти по кабинетам или цехам и самому посмотреть, что твориться вокруг?
Одной из главных причин успеха великого немецкого генерала Роммеля было то, что он всегда был га виду: отдавал разъяснял, поправлял и наблюдал, как идут дела. Метод Роммеля, столь успешный, приносил бы пользу и другим, если бы они применяли его: и заводской мастер, и декан, и предприниматель, и член правительства. Непосредственно общение между людьми не заменить ничем. Кстати, очень часто людям не нравятся те, кого они совсем не знают. А познакомившись поближе, понимают, что ошиблись, - рабочие отношения между ними улучшаются.
Как вы думаете, каково Джорджу?
Не очень? Это точно. Вот уж, согласитесь, не лучший способ обращаться с людьми. Джордж долго будет помнить, как с ним обошлись. Вряд ли его начальник, чуть-чуть подумав, поступил бы так грубо.
Требовательность.
Хотя всё говорит в пользу сочувствия, дипломатичности и терпения, нельзя забыть, что доброта должна уступать место требовательности, когда дело касается работы. Будьте благожелательны и старайтесь всё понять. Но пусть ваши подчинённые знают, что вы категорически настаиваете на самом высоком качестве работы. И никаких компромиссов! Иначе (Да, да! Пусть не забывают!) вы примете строжайшие меры. Дайте понять, что вы человек очень мягкий, но только пока нет сбоев в работе.
Невосполнимая потеря
Удивительно, какой вред могут принести несколько грубых слов. Прекрасные отношения, сложившиеся много лет назад, могут быть мгновенно разрушены! Это происходит очень часто. И только потому, что люди не умеют сдерживаться, они забывают попридержать язык.
Вы всегда на высоте…
…если подчинённые приходят к вам за советом по личным вопросам. Это говорит о том, что они доверяют вам и ценят ваше мнение. И это, безусловно, означает, что у вас очень хорошие отношения с ними. Постарайтесь продолжать в этом же духе. Но будьте внимательны: когда ваши подчинённые говорят о своих бедах, не перебивайте и выслушивайте их до конца. Даже если проблема кажется вам смехотворной, отнеситесь к делу со вниманием. Ведь для того, кто пришёл к вам оно очень важно. А, значит, и для вас.
У Билла хорошее настроение…
…а он всего лишь слегка коснулся. Но забудет не скоро. Ну с ним всё ясно! А вы-то понимаете, что значат пустяки в нашей повседневной жизни? Если одни из ваших парней выглядит неважно, спросите его, что произошло. Если он попросил отгул, чтобы присмотреть за больной женой, узнайте, когда он вернётся на работу, как она себя чувствует. Если он прихрамывает, поинтересуйтесь, что случилось. Спросите, как учиться дочь… В общем, чтобы поддерживать хорошие отношения, больших усилий не требуется. Но тем не менее многие опытные и умные руководители пренебрегают вот этим «пустяком».
Каков он - хороший начальник?
Не воображайте, что вы непревзойдённый руководитель, если со вкусом одеваетесь и производите приятное впечатление. Это совсем не то, что ценят люди. Им важно знать, что руководитель дорожит ими, что для своего предприятия они что-то значат. Великий Эйнштейн сказал однажды, что самая большая проблема современного общества с его огромными производительными структурами в том, что каждый человек чувствует себя потерянным в нём, думает, что он мелкая сошка. Вот на что советуем обратить внимание. И вселить уверенность в каждого из своих коллег. Да и как не почувствовать, когда кто-то из них или близких не здоров? НЕ вникнуть в те или иные проблемы. Не разъяснить, если что-то непонятно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.