Искусство управления. Отношения между людьми, страница 18

          Прежде всего взвесьте, чем вы рискуете и чем располагаете для осуществления каждого из возможных решений. Затем проработайте наиболее простой, экономичный путь. Оцените вклад всех отделов вашего предприятия в данный проект. Раньше такой анализ был под силу не всем. В наши дни современная наука, прежде всего кибернетика, подсказывает как эффективнее рассмотреть и оценить ситуацию, все значимые обстоятельства и «просчитать» свое поведение в ней так, чтобы достичь цели самым рациональным способом.

          САМЫЕ ТРУДНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

           Будем точны в словах

Опытный администратор текущие дела перепоручает подчинённым, чтобы выполнять свои непосредственные обязанности: планировать, направлять, организовывать работу коллектива в целом. Слово «перепоручать» даже не совсем здесь подходит, т. к. многое из того, за что вынужден браться руководитель, вообще не должно его касаться. Например, ему не следует самому раздавать поручения и следить за их исполнением. Его задача – забота о будущем всего коллектива и о подготовке специалистов, в том числе и управленцев.

          Что важнее  всего

Преуспевающий администратор умеет сосредоточить внимание на тех немногих основных направлениях деятельности, которые могут принести ощутимую прибыль. Он занимается прежде всего главными вопросами, а второстепенными… не занимается совсем.

          Умение сосредоточится – ключ к успеху. Нельзя добиться чего-то значительного в жизни, не научившись этому. Например, если речь идёт о важных назначениях или о планах на будущее, стоит тщательно обдумать каждый шаг. Вот почему нужно уметь давать поручения подчинённым: высвобождается время на то, что не перепоручишь и делать самому.

          Формальный и неформальный подход к управлению

На одних предприятиях чуть ли не армейские порядки: все строго придерживаются инструкции. На других – правила установлены только для высшего руководства, а вся власть - и права, и обязанности – отдана руководителям отделов и цехов. Современная наука об управлении всё больше склоняется ко второй модели. Так главам основных подразделений интереснее работать, а администрация получает больше времени на то, чтобы выполнять свои обязанности. Правда, многие руководители переоценивают собственный возможности и оставляют слишком много дел за собой. Едва ли стоит ждать от такого человека, что он рискнёт подвергнуть свою власть испытанию и даст кому-либо из подчинённых проявить себя: большинство людей – и это так понятно – держаться за власть.

          Самое ценное

Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает, - это его подчинённые. Только они способны производить товары и оказывать услуги. Им он и придаёт предпочтение перед другими людьми.

          Не берите всё на себя

Взвалить на себя слишком много дел и пытаться потихоньку их разгрести (и в итоге не с чем не справится) – нередкая ошибка администраторов. Руководителю следует решить, что перепоручить подчинённым, быть верным этому решению. Кроме того, ему нужно выработать  твёрдость характера: каждый полагает, что его дело важнее всего, и требует к себе особого внимания. Научитесь говорить «нет» и не вникайте во все проекты и планы, которые к вам стекаются. Но для этого нужна сила воли.

          Как давать поручения

Глава предприятия собрался в командировку. Скорее всего, один из подчинённых прекрасно исполнит его обязанности. Ничего страшного, что он молод. (Это он молод, чтобы разъезжать по свету и получать удовольствия от путешествий.)

          А старшему научному сотруднику не обязательно заниматься обзором прессы. Кое-кто помоложе сделает это намного лучше. Но почему-то руководители переоценивают своё значение. Они полагают: никто, кроме них, и тем более подчинённые, не справятся с той или иной задачей.

          Подумайте о будущем