Искусство управления. Отношения между людьми, страница 17

          Компьютер

Многие полагают, что компьютер помогает принимать решения. Но компьютер не умеет ни думать, ни оценивать положение, ни выбирать не один из возможных путей решения проблемы, как это делает человек – подчас интуитивно. И компьютер не умеет рисковать. Он не способен делать выводы на основе анализа мнение специалистов, иногда противоположных. Всё это подвластно только человеку. А что же компьютер: Он сам не решает, но облегчает человеку эту задачу, т.к хранит огромное количество сведений, пополняет их вовремя, выдаёт по команде оператора в любое время в нужной форме быстро и аккуратно. В этом и заключается его роль в принятии решения. Так что, если руководителю нужно иметь всегда под рукой данные о наличии тех или иных товаров или материалов, компьютер поможет решить эту задачу. Или, например, руководитель огромного предприятия может ежедневно получать сведения о работе любой из машин. Но как, например, получить наибольшую отдачу от вложения денег в это оборудование, ему придётся решать самому.

          Нужно помнить, что все обычные, рутинные, повторяющиеся изо дня в день операции лучше переложить на компьютер, а использовать его в исключительных случаях невозможно.

          Берите пример с хирурга

Кое-кто из начальников только и делает, что выдаёт готовые решения. Скорее всего, он раздражает окружающих, но это не так страшно, как то, что он может подвести самого себя. Один из советов тому, кто торопиться принимать решения: остановитесь! Вспомните: хороший хирург не станет оперировать больного, если есть другой способ помочь ему. Руководитель тоже должен всегда думать о том, пойдёт ли его решение кому-либо на пользу. Хочется рассказать о человеке, который пренебрёг этим советом. Он превосходно справился с реорганизацией отдела и сэкономил фирме солидную сумму. Но он же, когда речь зашла о судьбе трёх старейших работников, недостаточно загруженных работой после реорганизации, настоял на их сокращении. Этот знающий своё дело руководитель «прославился» не столько благодаря блестящим организаторским способностям, сколько распоряжении об увольнении этих троих. Лучше бы он оставил их в покое.

          Можно привести множество примеров, когда решения руководителей приносили вред. Пусть  в вашей жизни таких решений будет поменьше.

          Менеджеры тоже учатся на ошибках – и своих, и чужих

Не повторите промаха администратора, о котором мы рассказали в предыдущей главке. Если работник хорошо трудился у вас много лет, но сейчас на него все жалуются, лучше от него избавится. Но у вас перед ним остаются моральные обязательства. Попытайтесь подыскать ему работу по силам. Было бы не справедливо держать его на прежнем месте, но было бы так же не справедливо просто отделяться от этого человека после стольких лет его работы в фирме.

          Приёмы одни и те же

Почти всем приходится принимать решения: и тому, кто занимается почтой, и тому, кто проверяет качество товаров, и тому, кто отвечает за финансы, - каждый вносит свою лепту в общее дело. Неудачно составленное письмо произведёт плохое впечатление на важного покупателя. На основе разработок научно-исследовательской лаборатории можно выпустить товар, который  станет причиной крушения фирмы. Или её взлёта.

          То, как принимает решение президент транснациональной компании, не отличается от способов, с помощью которых находит выход из положения любой из его подчинённых, хотя решения президента отражается на благосостоянии фирмы заметнее. Поэтому один должен учится у другого, набираться опыта: способы-то одни и те же, независимо от должности принимающего решение.

          Как найти самое удачное решение

Считается, что рекомендации современных учёных помогают найти правильное решение. На самом н деле ничего нового в них нет. «Следует опираться на здравый смысл». Но совет опираться на здравый смысл существовал ещё во время строительства египетских пирамид. Новые возможности – компьютеры, математические и логически приёмы – ускоряют поиск ответа – и только.