1. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.1 Понятие бюджетирования: цели и назначение, принципы бюджетирования
В современной экономической литературе по-разному трактуется категория «бюджетирование». Так, часть экономистов рассматривает бюджетирование как «составную часть финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов»[23, с. 101].
Другие авторы – как «технологию управления хозяйственной деятельностью предприятия, в рамках которой выполняются функции планирования, учета, контроля, анализа и регулирования». Многие экономисты ассоциируют бюджетирование с краткосрочным планированием[21, с. 27].
Изучение эволюции и современной практики внедрения систем бюджетирования в хозяйственную деятельность организаций позволяет обобщить различные мнения экономистов с точки зрения приоритетов и сформулировать, по крайней мере, три основных подхода (парадигмы) к пониманию категории «бюджетирование».
Финансовая парадигма рассматривает бюджетирование как средство для определения финансовых показателей, финансового управления (главное – финансы).
Экономическая парадигма направлена на создание единой системы материальных, финансовых и информационных потоков в целях повышения показателей эффективности и конкурентоспособности предприятия (главное – управление ресурсами).
Учетная парадигма состоит в обосновании и контроле причин изменения затрат организации, их оптимизации в разрезе основных видов деятельности (главное – управленческий учет).
Можно предположить, что сложности в определении сущности категории «бюджетирование» связаны, прежде всего, с имеющим место в среде экономистов разнообразием мнений относительно понятия «бюджет». Именно из этого понятия следует концептуально исходить при экономической интерпретации бюджетирования, ибо дословно при переводе с английского budgeting означает «составление бюджетных форм».
Развитие теории и практики планирования вообще и финансового в частности, прежде всего на уровне организации, привнесло новое содержание в понимание категории «бюджет». Сегодня в среде экономистов бюджет организации рассматривают как оперативный финансовый план, как эквивалент плана вообще, как финансовое выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий, реализующееся в сметах, графиках поступлений и расходов, как эффективное средство планирования и контроля над доходами и расходами организации.
Следует сказать, что некорректно отождествлять понятия «бюджет» и «план», ибо план как документ, в котором отражаются «цели деятельности, согласованные действия всех подразделений, а также варианты решения проблем в условиях неожиданных изменений ситуации», несет в себе гораздо более емкую и глубокую содержательную нагрузку, чем бюджет. В отличие от бюджета план включает в себя не только количественную информацию, но и идею бизнеса, мероприятия по завоеванию (удержанию) доли рынка, повышению качества продукции и т.д.
Ключевая цель бюджетирования – обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми как по объему, так и по структуре денежными ресурсами.
Для достижения этой главной цели должны быть решены основные задачи бюджетирования:
а) установление объектов бюджетирования;
б) разработка системы бюджетов – операционных и финансовых;
в) расчет соответствующих показателей бюджетов;
г) вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса организации;
д) расчет величины внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов их дополнительного привлечения;
е) прогноз доходов, расходов и капитала организации.
Внедрение системы бюджетирования позволит руководителю организации:
§ планировать финансово-хозяйственную деятельность с расчетом на достижение определенного финансового результата, т.е. четко определить цели и установить поддающиеся измерению контрольные показатели;
§ направить деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансов между руководителями подразделений;
§ улучшить информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений между собой;
§ оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности предприятия и необходимость внешнего финансирования;
§ обнаруживать «узкие» места в управлении и вовремя принимать необходимые решения.
Основными принципами бюджетирования являются:
1 гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды, т.е. в придании бюджетам и всему процессу планирования свойства изменяться в связи с наступлением неучтенных обстоятельств;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.