Система бюджетирования и управление процессом бюджетирования

Страницы работы

Содержание работы

1. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

1.1 Понятие бюджетирования: цели и назначение, принципы бюджетирования

  В современной экономической литературе по-разному трактуется категория «бюджетирование». Так, часть экономистов рассматривает бюджетирование как «составную часть финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов»[23, с. 101].

Другие авторы – как «технологию управления хозяйственной деятельностью предприятия, в рамках которой выполняются функции планирования, учета, контроля, анализа и регулирования». Многие экономисты ассоциируют бюджетирование с краткосрочным планированием[21, с. 27].

  Изучение эволюции и современной практики внедрения систем бюджетирования в хозяйственную деятельность организаций позволяет обобщить различные мнения экономистов с точки зрения приоритетов и сформулировать, по крайней мере, три основных подхода (парадигмы) к пониманию категории «бюджетирование».

  Финансовая парадигма рассматривает бюджетирование как средство для определения финансовых показателей, финансового управления (главное – финансы).

  Экономическая парадигма направлена на создание  единой системы материальных, финансовых и информационных потоков в целях повышения показателей эффективности и конкурентоспособности предприятия (главное – управление ресурсами).

Учетная парадигма состоит в обосновании и контроле причин изменения затрат организации, их оптимизации в разрезе основных видов деятельности (главное – управленческий учет).

  Можно предположить, что сложности в определении сущности категории «бюджетирование» связаны, прежде всего, с имеющим место в среде экономистов разнообразием  мнений  относительно понятия «бюджет». Именно из этого понятия  следует концептуально  исходить при экономической интерпретации бюджетирования, ибо дословно  при переводе с английского budgeting означает «составление бюджетных форм».

  Развитие теории и практики планирования вообще и финансового в частности, прежде всего на уровне организации, привнесло новое содержание в понимание категории «бюджет». Сегодня в среде экономистов  бюджет организации рассматривают как оперативный финансовый план, как эквивалент плана вообще, как финансовое выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий, реализующееся в сметах, графиках поступлений и расходов, как эффективное средство планирования и контроля над доходами и расходами организации.

Следует сказать, что некорректно отождествлять понятия «бюджет» и «план», ибо план как документ, в котором отражаются «цели деятельности, согласованные действия всех подразделений, а также варианты решения проблем в условиях неожиданных изменений ситуации», несет в себе гораздо более емкую и глубокую содержательную нагрузку, чем бюджет. В отличие от бюджета план включает в себя не только количественную информацию, но и идею бизнеса, мероприятия по завоеванию (удержанию) доли рынка, повышению качества продукции и т.д.

  Ключевая цель бюджетирования – обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми как по объему, так и по структуре денежными ресурсами.

  Для достижения этой главной цели должны быть решены основные задачи бюджетирования:

а) установление объектов бюджетирования;

б) разработка системы бюджетов – операционных и финансовых;

в) расчет соответствующих показателей бюджетов;

г) вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса организации;

д) расчет величины внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов их дополнительного привлечения;

е) прогноз доходов, расходов и капитала организации.

  Внедрение системы бюджетирования позволит руководителю организации:

§  планировать финансово-хозяйственную деятельность с расчетом на достижение  определенного финансового результата, т.е. четко определить цели и установить поддающиеся измерению контрольные показатели;

§  направить  деятельность всех подразделений  на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив  функции финансов между руководителями подразделений;

§  улучшить информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений между собой;

§  оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности предприятия и необходимость внешнего финансирования;

§  обнаруживать «узкие» места в управлении и вовремя принимать необходимые решения.

  Основными принципами бюджетирования являются:

гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды, т.е. в придании бюджетам и всему процессу планирования свойства изменяться в связи с наступлением неучтенных обстоятельств;

Похожие материалы

Информация о работе