· маркетологов и специалистов отдела продаж для составления различных сценариев доходной и отчасти расходной части бюджета, а также бюджетов закупок и производства;
· руководителей центров финансовой ответственности для проверки и уточнения показателей;
· руководителей организации для утверждения бюджетов.
Персоналии и должности могут различаться от организации к организации, и это будет зависеть от размеров организации, наличия или отсутствия специалиста соответствующей квалификации, принятого метода прогнозирования.
Например, если организация невелика и экономический отдел и отдел маркетинга в ней отсутствуют, то соответствующие обязанности должны быть возложены на других сотрудников. Можно предположить, что ими окажутся главный бухгалтер и руководители центров финансовой ответственности на стадии составления базового варианта бюджета, а остальные обязанности останутся теми же. Если же организация очень крупная, то в процесс составления бюджета могут быть вовлечены сотрудники многих других отделов: финансового, инвестиционного и т. д.
Этап сбора информации об исполнении бюджета требует участия следующих специалистов:
§ всех сотрудников организации, связанных с передачей исходной информации к сотрудникам, которые вводят данные вручную в учетную систему. Тут очень важно разделить предоставление информации и внесение ее в систему, потому что этими правами наделены очень разные специалисты: исходная информация поступает практически ото всех; в зависимости от отраслевой принадлежности и специфики самой организации такими сотрудниками могут быть начальники производственных участков, непосредственные рабочие, нормировщики и т.п. Внесение же, как плановых, так и фактических данных доверено достаточно узкому кругу лиц;
§ сотрудников, в обязанности которых входит ввод определенных данных в учетную систему: бухгалтеров, продавцов, сотрудников кредитного отдела и т.д.;
§ сотрудников компьютерного отдела, которым необходимо обеспечить сбор и обработку поступающей информации.
Этап план-фактного контроля исполнения бюджета порой почти целиком ложится на плечи специалистов экономического отдела и только в некоторой степени – на руководителей центров финансовой ответственности.
Анализ бюджетной отчетности уверенно разбивается на 2 стадии: стадию подготовки аналитической информации и аналитических отчетов и стадию интерпретации полученных результатов. Так, стадией подготовки информации (отчетов) обычно занимается экономический отдел или бухгалтерия, а вот стадия интерпретации может находиться в ведении не только экономического отдела, но и руководства организации или руководителей центров финансовой ответственности. Этот же этап может потребовать помощи со стороны компьютерного отдела, чтобы облегчить обработку информации и формирование аналитических отчетов.
Этап корректировки бюджетов предполагает участие следующих сотрудников:
Þ руководителей центров финансовой ответственности и организации для выдвижения предложений по воздействию на производственно-финансовую деятельность;
Þ экономистов для проверки влияния того, как реализация тех или иных предложений повлияет на достижение цели организации и выполнение ее планов;
Þ руководителей организации для утверждения обоснованных корректировок.
Распределение сотрудников по этапам и стадиям цикла бюджетного управления можно с большим удобством отразить в табличной форме (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Участники процесса бюджетного управления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.