Специалисты организации |
Этапы процесса бюджетного управления |
||||
составление бюджета |
сбор фактических данных |
план - фактный контроль |
анализ исполнения бюджета |
корректировка бюджетов |
|
Руководите-ли организации |
Утверж-дают бюджет |
Участвуют в интерпретации результатов анализа |
Утверж- дают обоснован-ные корректиров-ки |
||
Руководите-ли центров финансовой ответственности |
Проверяют и уточняют сценарии бюджета |
Принимают меры по парированию отклонений от бюджета в оперативном режиме |
Выдвигают предложения по управлен-ческому воздействию |
||
Экономиче-ский отдел |
Готовит базовый вариант бюджета. Проверяет отобранные сценарии на соответст-вие целям и планам организа-ции |
Выявляют план - фактные отклонения |
Готовят аналитические отчеты и частично интерпрети-руют результаты |
Проверяют соответствие предлагае-мых корректиро-вок целям и планам организации |
|
Финансовый отдел |
Продолжение таблицы 1.3
Специалисты организации |
Этапы процесса бюджетного управления |
||||
составление бюджета |
сбор фактиче-ских данных |
план - фактный контроль |
анализ исполнения бюджета |
корректировка бюджетов |
|
Бухгалтерия |
Вводят фактиче-ские данные в учетную систему |
||||
ИТ-отдел |
Обеспечи-вают обработку и хранение данных |
Способствуют подготовке аналитических отчетов |
|||
Отдел маркетинга |
Предла-гают сценарии развития (бюджета) |
||||
Отдел продаж |
Передают фактиче-скую информа-цию для обработки |
||||
Производ-ственные подразде-ления |
|||||
Кредитный отдел |
Источник: собственная разработка на основе изучения экономической литературы.
Справедливости ради надо сказать, что во многих случаях экономический отдел и образуется в организации именно потому, что руководство решает перейти на бюджетное управление. То есть бюджет и все, что связано с его составлением и анализом, — основная забота экономического отдела.
Иногда экономический отдел может опереться на своих коллег из финансового отдела, особенно в части, касающейся бюджета движения денежных средств.
Отдел продаж и отдел маркетинга на основе базового варианта бюджета готовят различные сценарии развития событий, а в ходе исполнения бюджета передают другим значительную часть фактической бюджетной информации.
Руководители центров финансовой ответственности составляют заявки и предварительные планы, которые служат бесценным источником исходной информации для составления бюджета, принимают участие в проверке и уточнении сценариев бюджета.
Как правило, они же выбирают тот сценарий, который впоследствии превратится в утвержденный бюджет. После получения сведений об отклонении фактического развития событий от плана они принимают меры по восстановлению «планового хода событий». Им необходимо участвовать в интерпретации результатов анализа и после этого находить варианты желательного управленческого воздействия.
Руководители организации утверждают бюджет. Но это не просто механическое подписывание кем-то составленного документа: утверждение бюджета равносильно согласию на развитие предприятия в определенном направлении в течение бюджетного периода. Причем это согласие ответственного лица. Они участвуют в интерпретации результатов анализа, могут выдвигать предложения по управленческому воздействию, но главное - они утверждают корректировки бюджета, прошедшие проверку на обоснованность в экономическом отделе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.