Система бюджетирования и управление процессом бюджетирования, страница 8

Специалисты организации

Этапы процесса бюджетного управления

составление бюджета

сбор фактических данных

план - фактный контроль

анализ исполнения бюджета

корректировка бюджетов

Руководите-ли организации

Утверж-дают бюджет

Участвуют в интерпретации результатов анализа

Утверж-

дают обоснован-ные корректиров-ки

Руководите-ли центров финансовой ответственности

Проверяют и уточняют сценарии бюджета

Принимают меры по парированию отклонений от бюджета в оперативном режиме

Выдвигают предложения по управлен-ческому воздействию

Экономиче-ский отдел

Готовит базовый вариант бюджета. Проверяет отобранные сценарии на соответст-вие целям и планам организа-ции

Выявляют

 план - фактные отклонения

Готовят аналитические отчеты и частично интерпрети-руют результаты

Проверяют соответствие предлагае-мых корректиро-вок целям и планам организации

Финансовый отдел


Продолжение таблицы 1.3

Специалисты организации

Этапы процесса бюджетного управления

составление бюджета

сбор фактиче-ских данных

план - фактный контроль

анализ исполнения бюджета

корректировка бюджетов

Бухгалтерия

Вводят фактиче-ские данные в учетную систему

ИТ-отдел

Обеспечи-вают обработку и хранение данных

Способствуют подготовке аналитических отчетов

Отдел маркетинга

Предла-гают сценарии развития (бюджета)

Отдел продаж

Передают фактиче-скую информа-цию для обработки

Производ-ственные подразде-ления

Кредитный отдел

Источник: собственная разработка на основе изучения экономической литературы.

Справедливости ради надо сказать, что во многих случаях экономи­ческий отдел и образуется в организации именно потому, что руко­водство решает перейти на бюджетное управление. То есть бюджет и все, что связано с его составлением и анализом, — основная забота эко­номического отдела.

Иногда экономический отдел может опереться на своих коллег из финансового отдела, особенно в части, касающейся бюджета движения денежных средств.

Отдел продаж и отдел маркетинга на основе базового варианта бюджета готовят различные сценарии развития событий, а в ходе ис­полнения бюджета передают другим значительную часть фактической бюджетной информации.

Руководители центров финансовой ответственности составляют заявки и предварительные планы, которые служат бесценным источником исходной информации для со­ставления бюджета, принимают участие в проверке и уточнении сценариев бюджета.

Как правило, они же выбирают тот сценарий, который впоследствии превратится в утвержденный бюджет. После получения сведений об отклонении фактического развития событий от плана они принимают меры по восстановлению «планового хода событий». Им необходимо участвовать в интерпретации результатов анализа и после этого находить варианты желательного управленческого воздействия.

Руководители организации утверждают бюджет. Но это не просто механическое подписывание кем-то составленного документа: утвер­ждение бюджета равносильно согласию на развитие предприятия в оп­ределенном направлении в течение бюджетного периода. Причем это согласие ответственного лица. Они участвуют в интерпретации ре­зультатов анализа, могут выдвигать предложения по управленческому воздействию, но главное - они утверждают корректировки бюджета, прошедшие проверку на обоснованность в экономическом отделе.