Коэффициент вязкости зависит от температуры. У газов при нагревании
он возрастает, а у жидкостей – уменьшается. В жидкости главной причиной
вязкости являются силы взаимного притяжения ее молекул.
Вязкость у газов обусловлена перелетом молекул из слоя в слой.
На транспорте капиллярные явления находят свое применение, например, при проведении дефектоскопии деталей подвижного состава. Соответствующий метод достаточно прост: поверхность проверяемой на наличие дефекта (трещины, раковинки) детали очищаются от загрязнений рис.22 а, б (например, химическими способами), а за тем несколько раз покрывается специально подкрашенной (чаще всего – в красноватый цвет) индикаторной жидкостью, как правило, изготавливаемой на основе керосина. Жидкость должна хорошо смачивать деталь: в этом случае она сможет глубоко проникнуть в трещины, которые выходят на поверхность детали (рис.22 в). После протирки детали (рис.22 г.) (что делается для удаления избытка индикаторной жидкости), на ее поверхность наносится слой белой проявляющей краски – рис.22 д. При высыхании краски в ней образуются мелкие поры и капилляры, и индикаторная жидкость по этим капиллярам начинает выходить из трещин детали и растекаться во все стороны возле места выхода (рис.22 е.). На белом фоне проявителя возникает контур трещины красного или розового оттенка – именно по этому такой метод выявления дефектов носит название метода цветной дефектоскопии.
Описанному методу контроля подвергаются, например, клапаны тепловозных дизельных двигателей, элементы буксовых подшипников и другие детали подвижного состава. Метод позволяет даже довольно мелкие трещины глубиной 0,01мм и шириной у выхода на поверхность 0,001-0,002мм.
Капиллярные явления, смачивание и не смачивание играет большую роль в «жизни» железнодорожного пути. Так, строители железных дорог принимают специальные меры, чтобы вода, попавшая на полотно (например, во время дождя) и вызывающая коррозию рельсов и гниение деревянных шпал, эффективно с него удалялась. Для этой цели шпалы укладывают на балласт – слой щебня, насыпанный в виде призмы. Балласт не только смягчает удары колес поезда о рельсовые стыки и передает давление на большую поверхность основной площадки, но и способствует просушки пути, поскольку вода хорошо проходит через щебень и затем по откосам стекает в низ.
Но балласт хорошо пропускает влагу, пока он «свежий». В процессе же эксплуатации дороги на него попадают песок, грязь, мусор, нефтепродукты и т.д. К чему это приводит? Во-первых, когда загрязненный песок попадает в щели между камешками, которые составляют щебень, то эти щели засоряются, причем в местах контакта песчинок тысячи мелких капилляров, хорошо удерживающих воду. Во – вторых, загрязненные щебень и песок могут вообще перестать смачиваться водой (при попадании, например, на них жидких нефтепродуктов). В обоих случаях вода, попавшая на путь, отводится от рельсов и шпал гораздо хуже. Поэтому капитальный ремонт пути предусматривает очистку щебня, - эту работу выполняют специальные балластоочистительные машины.
Типы связей в кристаллах, виды кристаллических структур. Виды деформаций. Закон Гука
Новые понятия: Анизотропия кристаллов, дальний порядок в расположении атомов, идеальный кристалл, плотная упаковка частиц, типы связей в кристаллах, виды кристаллических структур, дефекты в кристаллических решетках.
В технике все чаще становится задача получить материалы с заданными свойствами: одни должны быть термостойкими, другие - хорошо проводить ток, третьи – обладать хорошими изоляционными свойствами и т.п. Эти задачи могут быть решены, если, знать структуру минерала и его внутренние строение.
Характеристика твердого состояния вещества.
Кристаллы
Напомним, что обычно вещество называют твердым, если оно сохраняет свою форму и свой объем. Однако это лишь внешние признаки, характеризующие твердое состояние вещества. По этим признакам, например, аморфные вещества являются твердыми, хотя по внутреннему строению они являются жидкостями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.