За период эксплуатации ~ 80$ от потенциального содержания в газе ( ~ 20 млн.т) цропан-бутановой смеси в составе товарного газа подано в магистральный газопровод.
Решение вопроса о глубоком извлечении этана и продан-бутановой смеси из газа практически исключило бы образование жидкой фазы в магистральных газопроводах и повысило бы эффективность работы газотранс -портных систем как за счет поддержания их повышенной пропускной способности, так и за счет исключения их аварийной остановки.
Наряду с этим технологией глубокого извлечения этана из газа предусматривается также осушка газа до более низкой точки росы, чей это рекомендуется отраслевым стандартом. Этот факт также окажет положительное влияние на режим эксплуатации газотранспортных систем.
12
При составлении ТЭО о целесообразности извлечения этана из газов влияние перечисленных факторов на технико-экономические показатели газотранспортных систем не учитывается.
Аналогичное положение имеет место и в случаях, когда рассматриваются вопросы, связанные с дополнительными капиталовложениями на реконструкцию УКПГ в целях повышения качества газа.
Наряду с указанными отметим также следующие факторы.
В настоящее время Государственная комиссия запасов (ГКЗ) утверж -дает общие запасы углеводородного сырья и потенциальные запасы газового конденсата. Было бы целесообразно, чтобы ГКЗ утверждала потенциальные запасы этана, пропана, бутанов и газового конденсата отдельно. То же касается ряда сернистых соединений, таких как сероводород и тиолы. Нужно знать потребности в индивидуальных углеводородах на ближайшее время и перспективу и возможность производства их как за счет нефти, так и природного и нефтяного газов.
Принято считать, что использование бензина для получения этилена экономически выгоднее, чем этана. Это объясняется большой себестоимо -стью получения этана из природного газа.
Необоснованность цен в ряде случаев не стимулирует производство продукции, на которую имеется большой потребительский спрос.
Производство сжиженного газа зимней марки требует больше эксплуатационных затрат, чем летней марки. Однако равные цены на сжиженный газ летней и зимней марок не стимулируют производство последнего.
При установлении цен на газ не учитывается его состав. Такое положение, с одной стороны,не учитывает предварительные затраты на сбор и обработку газа, с другой, - не стимулирует применение безотходной технологии осушки газа, исключающей выброс в окружающую среду кислых газов. В итоге применение новых технологических процессов для газодо -бывающих предприятий становится мероприятием, ухудшающим их технико -экономические показатели.
Оптовая цена на газовые конденсаты установлена независимо от их фракционного состава. Это не стимулирует глубокого извлечения из газа легких фракций конденсата.
Фракционный состав конденсата характеризует в первую очередь его потребительские свойства. Чем легче конденсат, тем больше в нем бензиновых фракций, пользующихся наибольшим спросом. Учет этого фактора при установлении оптовой цены на конденсат стимулировал бы глубокое извлечение конденсата из газа. Это в первую очередь может быть обеспечено за счет ведения процесса конденсации в последней ступени сепарации установок НТС при более низкой изотерме или с применением процесса НТА. В обоих случаях потребуется увеличение эксплуатационных затрат на обработку газа.
13
Следует отметить, что повышение глубины извлечения легких фракций конденсата обеспечило бы и дополнительное извлечение пропана и бутанов из газа. В результате в газопровод поступал бы газ с низкой точкой росы до воде и углеводородам, что обеспечило бы его работу с высокой эффективностью.
Однако существующий подход к системе УКПГ - ГГС (наряду с несо -вершенством ценообразования) не стимулирует глубокое извлечение из газа тяжелых углеводородов. Это связано с тем, что средства вкладываются в одном предприятии (газодобывающем), а эффект реализуется в другом предприятии - газотранспортном(з,4].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.