Пути интенсификации - процессов промысловой и заводской обработки газа, страница 8

За период эксплуатации ~ 80$ от потенциального содержания в газе ( ~ 20 млн.т) цропан-бутановой смеси в составе товарного газа подано в магистральный газопровод.

Решение вопроса о глубоком извлечении этана и продан-бутановой смеси из газа практически исключило бы образование жидкой фазы в маги­стральных газопроводах и повысило бы эффективность работы газотранс  -портных систем  как за счет поддержания их повышенной пропускной  спо­собности, так и за счет исключения их аварийной остановки.

Наряду с этим технологией глубокого извлечения этана из газа предус­матривается также осушка газа до более низкой точки росы, чей это реко­мендуется отраслевым стандартом. Этот факт   также  окажет  положитель­ное  влияние на режим эксплуатации газотранспортных систем.

12


При составлении ТЭО о целесообразности извлечения   этана из газов влияние перечисленных факторов на технико-экономические показатели газотранспортных систем не учитывается.

Аналогичное положение имеет место и в случаях, когда рассматрива­ются вопросы, связанные с дополнительными капиталовложениями на рекон­струкцию УКПГ в целях повышения качества газа.

Наряду с указанными   отметим также следующие факторы.

В настоящее время Государственная комиссия запасов (ГКЗ) утверж -дает общие запасы углеводородного сырья и потенциальные запасы газово­го конденсата. Было бы целесообразно, чтобы ГКЗ утверждала потенциаль­ные запасы этана, пропана, бутанов и газового конденсата отдельно. То же касается ряда сернистых соединений, таких как сероводород и тиолы. Нужно знать потребности в индивидуальных углеводородах на ближайшее время и перспективу и возможность производства их как за счет нефти, так и природного и нефтяного газов.

Принято считать, что использование бензина для получения этилена экономически выгоднее, чем этана. Это объясняется большой себестоимо -стью получения этана из природного газа.

Необоснованность цен в ряде случаев не стимулирует производство продукции, на которую имеется большой потребительский спрос.

Производство сжиженного газа зимней марки требует больше эксплуа­тационных затрат, чем летней марки.  Однако равные цены на сжиженный газ летней и зимней марок не стимулируют производство последнего.

При установлении цен на газ не учитывается его состав. Такое  по­ложение, с одной стороны,не учитывает предварительные затраты на  сбор и обработку газа,  с другой, - не стимулирует применение безотходной технологии осушки газа, исключающей выброс в окружающую среду кислых газов. В итоге применение новых технологических процессов для газодо -бывающих предприятий становится мероприятием, ухудшающим их технико  -экономические показатели.

Оптовая цена на газовые конденсаты установлена независимо от их фракционного состава. Это не стимулирует глубокого извлечения из газа легких фракций конденсата.

Фракционный состав конденсата характеризует  в первую очередь его потребительские свойства. Чем легче конденсат, тем больше в нем бензиновых фракций, пользующихся наибольшим спросом. Учет этого факто­ра при установлении оптовой цены на конденсат стимулировал бы глубокое извлечение конденсата из газа. Это  в первую очередь  может быть   обе­спечено за счет ведения процесса конденсации в последней ступени сепа­рации установок НТС при более низкой изотерме или с применением   про­цесса НТА. В обоих случаях потребуется увеличение эксплуатационных за­трат на обработку газа.

13


Следует отметить, что повышение глубины извлечения легких фракций конденсата обеспечило бы и дополнительное извлечение пропана и бутанов из газа. В результате в газопровод поступал бы газ с низкой точкой ро­сы до воде и углеводородам, что обеспечило бы его работу с высокой эф­фективностью.

Однако существующий подход к системе УКПГ - ГГС (наряду с несо   -вершенством ценообразования) не стимулирует глубокое извлечение из га­за тяжелых углеводородов. Это связано с тем, что средства вкладываются в одном предприятии (газодобывающем), а эффект реализуется в другом предприятии - газотранспортном(з,4].