Средства сокращения потерь от испарения из резервуаров, страница 12

ном и в неокрашенном резервуаре за период наблюдений состав­ляет 0,9.

Покраска внутренней поверхности стенок и кровли резервуа­ров в светлый тон позволяет не только сократить потери от «малых дыханий», но и значительно продлить срок службы резервуаров из-за уменьшения коррозии.

Дыхательная арматура резервуаров. Для сокращения  потерь нефтей и нефтепродуктов при вентиляции газового пространства резервуара, выдувании их паров ветром и испарении необходимо герметизировать газовое пространство. Это обеспечивается дыха­тельной арматурой. В комплект дыхательной арматуры входят дыхательный и предохранительные клапаны, а также огневые пре­дохранители.

Дыхательный клапан служит для сообщения газового простран­ства резервуара с атмосферой при достижении в нем давления или вакуума, на который рассчитана конструкция резервуара. Пре­дохранительный клапан имеет то же назначение, что и дыхатель­ный, но срабатывает только при предельно допустимых для резер­вуара значениях давления и вакуума. Огневые предохранители предотвращают попадание пламени в резервуар через дыхатель­ную арматуру.

Следует отметить, что типовая дыхательная арматура, в ком­плект которой входят дыхательные клапаны КД и СМДК, предох­ранительные клапаны КПС, ПСК или аналогичные им конструкции, имеет недостаточно высокую пропускную способность. В осенне-зимний период металлические затворы (тарелки и седла) дыхатель­ных клапанов смерзаются, из-за чего резервуары приходится раз­герметизировать (снимать тарелки клапанов, открывать световые люки), что приводит к резкому увеличению потерь от вентиляции газового пространства резервуара.

Во ВНИИСПТНефть для типовых дыхательных клапанов с ме­таллическим затвором разработаны непримерзающие блоки «та­релка — седло» (штоковые и бесштоковые), что позволило рекон­струировать более 2000 клапанов  [28, 40].

Для герметизации газового пространства резервуаров высокого давления (ДИСИ, каплевидные и т. п.) при хранении светлых нефте­продуктов в условиях нефтебаз создана специальная дыхательная арматура, включающая мембранный дыхательный клапан ДКМ-150 и гидравлический предохранительный клапан КПГ-150. Давление срабатывания дыхательного клапана можно регулировать в преде­лах 0,01—0,04 МПа. Предохранительный клапан срабатывает при вакууме (180, 400, 700, 1000 Па). Мембрана изготовлена из бензо-, масло- и морозостойкой (до 150 °С) прорезиненной ткани толщи­ной 0,4—0,6 мм.

Для круглогодичной герметизации газового пространства ре­зервуаров на давление до 1962 Па (200 мм вод. ст.) разработана ды­хательная арматура, в комплект которой входят непримерзающий мембранный клапан НДКМ и гидравлический клапан КПГ.

106

Рис. 52. Непримерзающий мембран­ный дыхательный клапан НДКМ на давление:

а — до 1962 Па (200 мм вод ст ), б — до 245 Па С5 мм вод ст ) 1 — соединитель­ный патрубок, 2 — седло, 3 — тарелки, 4 — мембрана, 5 — нижний корпус, 6 — корпус; 7 — боковой люк с крышкой; 5 — верхняя мембрана, 9 — диски, 10 — регу­лировочные грузы, 11 — крышка, 12 — уравнительное отверстие, 13 — пружина-демпфер, 14 — цепочка, 15 — импульсная трубка, 16 — кольцевой огневой предохра­нитель, 17 — кольцо

Рис 53. Гидравлический предохра­нительный клапан КПГ:

1 — шпильки, 2 — трубка для слива и на­лива жидкости, 3 — крышка, 4 — кассета огневого предохранителя, 5 — экран, 6 — верхний корпус с патрубком; 7 — чашка, 8 —  корпус с присоединительным фланцем

В связи с освоением нефтяных районов Сибири и Крайнего Се­вера созданы непримерзающие дыхательные клапаны КДС про­пускной способностью 1500 и 3000 м3/ч, способные герметизировать газовое пространство при температуре до —60 °С. В этих клапа­нах непримерзаемость затворов при отрицательных температурах обеспечивается изоляцией металлических поверхностей полимер­ной пленкой из фторопласта-4. Этот полимер стоек к воздействию углеводородов, обладает гидрофобными свойствами и незначитель­ным сцеплением со льдом, сохраняет механические свойства при отрицательных температурах (до —100 °С). Мембранный привод обеспечивает полный подъем тарелок, в результате чего достигается высокая пропускная способность дыхательных клапанов.