Вопросы прогрева трубопроводов перед пуском в эксплуатацию исследованы П.И. Тугуновым и Н.А. Гаррис. В табл. 2.1 приведены результаты расчетов по применению различных способов прогрева участка трубопровода длиной 80 км и диаметром 426 мм. При этом показатели прямого прогрева приняты за единицу. Как видно, минимальные время прогрева и стоимость потребляемой электроэнергии характерны для встречного прогрева, а наименьшие объем теплоносителя и стоимость его подогрева будут при челночном прогреве. Наихудшим является обратный прогрев: он самый длительный, требует наибольшего объема теплоносителя и самый дорогой. Поэтому обратный прогрев следует применять только тогда, когда применение других способов прогрева исключено.
Таблица 2.1
Эффективность различных способов прогрева (L = 80 км, D=426х8 мм) ,(стоимость теплоносителя - 5 руб/м3, стоимость электроэнергии - 0,03 руб/кВт×ч)
Способы |
Время |
Объем |
Стоимость прогрева |
||||||||
прогрева |
прогрева |
теплоносителя |
потребляемой электроэнергии |
теплоноситля |
подогрева |
||||||
Прямой |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||
|
0,92 |
0,92 |
0,81 |
||||||||
|
1,16 |
1,17 |
|||||||||
Обратный |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
При всех выбранных способах прогрева последним этапом, завершающим прогрев трубопровода, должен быть прямой прогрев, (т.е. прокачка теплоносителя в прямом направлении), за которым следует вытеснение греющей жидкости непосредственно разогретой высоковязкой нефтью.
Существуют и другие способы пуска трубопроводов в эксплуатацию, когда предварительный прогрев системы “труба-грунт” не производится. Так, известен способ пуска нефтепроводов с применением разбавителя или депрессорных присадок, снижающих вязкость первой порции нефти, с помощью которой производится предварительный прогрев нефтепровода.
Для коротких теплоизолированных трубопроводов предварительный прогрев системы иногда можно не делать. Так, например, трубопровод НУНПЗ-ТЭЦ-2 в Уфе (L= 6,2 км, D = 273х9 мм) с теплоизоляцией из битумовермикулита толщиной 90 мм был пущен в эксплуатацию в марте 1979 г. без предварительного прогрева.
После испытаний работы трубопровода на воде и дизельном топливе в него закачали мазут марки 40 с расходом 60 м3/ч и начальной температурой 333 К. На конечный пункт мазут пришел с температурой 313 К.
При заполнении трубопровода высоковязкой нефтью необходимо обеспечивать такую подачу, при которой к моменту полного вытеснения теплоносителя из трубы потери на трение не превышали бы возможностей насосных станций. Оптимальная подача и температура подогрева вязкой нефти должны определяться на основании технико-экономических расчетов. При заполнении трубы высоковязкой жидкостью подачу нельзя снижать ниже минимальной. В период пуска не должны допускаться даже кратковременные остановки перекачки, т.к. все это может привести к “замораживанию” трубопровода.
Характер изменения потерь напора (давления на выходе станций) и конечной температуры вязкой жидкости при пуске изображен на рис. 2.22.
Рис. 2.22. Изменение потерь на трение и температуры нефти в конечном сечении трубопровода при его заполнении
высоковязкой жидкостью в процессе пуска
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.