Введение.
Задачи дисциплины в формировании специалистов.
Ученые с древних времен изучают БЖД.
1) с момента появления человек живет и развивается в процессиальных изменениях.
2) Опасность – то, что угрожает человеку и обществу. Обеспечение безопасности первостепенно для личности и государства.
3) Безопасность – уровень опасности, с которым можно смириться.
4) Задачи БЖД: - распознавание опасности;
- профилактика и индентифицирование опасности;
- действие в условиях ЧС (ЧП).
5) Опасности БЖД делятся:
- природные;
- техногенные;
- биологические;
- антропогенные и т.д.
Задачи, содержание, изучение БЖД.
Человек и окружающая его среда ( природная, производственная, бытовая и т.д.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков веществ, энергией и информации. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействует и развивается лишь в условиях , когда потоки энергии вещества и информации находятся в пределах благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и природную среду.
В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.д.) и действиями человека.
Результат действия негативных факторов:
1) нарушение комфортности жизнедеятельности;
2) сокращение жизни человека;
3) заболевание;
4) травма и гибель.
Существует три направления решения проблемы:
- охрана окружающей среды (ООС);
- охрана труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности;
- защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи дисциплины
Вооружить обучаемых теоретическими и практическими навыками, необходимыми для:
- создания комфортного (нормативного) состояния среды и отдыха человека в зонах обитания и трудовой деятельности;
- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- проектирование и эксплуатация техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствие с требованиями по безопасности и экологичности;
- обеспечение устойчивости функционирования (работы) объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование развития и оценки последствий ЧС;
- принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и применение современных средств пожаротушения (ССП), а также принятие мер по их ликвидации.
Содержание предмета БЖД.
1. Теоретическая часть.
а) правовые и организационные основы;
б) негативные факторы в среде “ человек-среда обитания”;
в) безопасность технических систем и технологических процессов;
г) создание комфортных условий жизнедеятельности человека;
д) защита территории и населения от ЧС.
2. Лабораторные и практические занятия.
Лабораторные занятия:
- исследование загазованности воздушной среды;
- проектирование заземления электроустановок напряжением до 1000В;
- производственное освещение;
- определение концентрационных пределов распространения пламени газовоздушных
смесей;
- исследование метереологических условий.
Практические занятия:
- прогнозирование масштабов и последствий химических заражений;
- защита рабочих, служащих, населения в зоне химических заражений;
- обеспечение устойчивости работы объектов в ЧС.
1. Правовые и организационные основы обеспечения БЖД.
1.1.1. Основные направления обеспечения БЖД.
БЖД – это совокупность мероприятий и средств, обеспечивающих охрану труда, ООС и безопасность в ЧС.
Охрана труда – это система правовых актов, организационных, технических, технологических, социально-экономических, гигиенических мероприятий и средств, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе труда в течение всего трудового стажа.
Охрана окружающей среды – это система правовых актов, организационных, технических, технологических, социально-экономических, гигиенических мероприятий и средств, обеспечивающих сохранение здоровья населения за счет улучшения природных условий в процессе природопользования при различных видах человеческой деятельности.
БЖ в ЧС – это система правовых актов, организационных, технических, технологических, социально-экономических, гигиенических мероприятий и средств, обеспечивающих достижения рационального уровня риска в ЧС, минимизацию ущерба экономики, потерю населения и организации эффективного действия ликвидации последствий ЧС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.