МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Н.П. Щукина
Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии
социальной сферы и демографии государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
За годы реформирования российского общества в целом, социальной сферы в частности, менталитет значительной части россиян изменился и, несмотря на то, что в обществе еще сильны патерналистские тенденции, наблюдается становление новой модели социальной поддержки населения, основанной на строгом соблюдении стандартов.
Заметим, что международное сообщество создало и успешно развивает методологию прозрачного, честного завоевания лояльности потребителя - разработку, внедрение, поддержание и непрерывное развитие системы управления качеством в социальных организациях. Семейство ISO 9000 - наиболее известные из всех стандартов, изданных когда-либо Международной организацией по стандартизации, и применяются более чем в 175 странах. Россия - не исключение.
Принятие все новых и новых стандартов, с акцентом на создании системы качества и контроле качества - стало весьма распространенной практикой в учреждениях социального обслуживания.
Целью данной статьи является не создание широкой панорамы методологических проблем повышения качества социальных услуг, а приглашение к дискуссии, совместному обсуждению критериев выбора методологических оснований данного процесса: повышения качества социальных услуг.
Памятуя о роли законодательства в развитии социономическои деятельности, заметим, что для текущего состояния нормативного регулирования этой деятельности (как и государства в целом) характерно принятие в последние годы ряда нормативных актов. Согласно данным документам, проведение опросов получателей государственных услуг — наиважнейшая часть технологической цепочки разработки стандартов, с одной стороны. С другой стороны, измерение эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целом предполагает ежегодную оценку посредством социологических исследований удовлетворенности населения доступностью и качеством предоставляемых услуг.
Иначе говоря, предполагается принятие всеми субъектами — участниками процесса социономическои деятельности понимания качества социальных услуг как соответствия стандартам и удовлетворенности населения получаемыми услугами учреждений социального обслуживания. В этой связи заметим, что цели политики учреждений социального обслуживания в области качества, согласно стандарту «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания», должны отражать следующие вопросы:
- обеспечение постоянного удовлетворения клиентов предоставляемыми услугами;
— повышение качества услуг и эффективности (результативности) их предоставления;
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 12, 2010
58
- принятие профилактических мер по предупреждению или ypeiy-лированию претензий и жалоб клиентов;
- прочие вопросы, отражающие специфику деятельности учреждения. Несмотря на, казалось бы, ясность задач, поставленных перед социальными службами национальными стандартами, остаются открытыми многие
• вопросы, включая такие из них, как что такое «социальная услуга», «качество социальных услуг» и «повышение качества социальных услуг»? Вопросы эти -не праздные и не только потому, что научный подход к практике социальной работы (а необходимость его предполагается уже обозначенными выше документами) означает, в том числе, работу с ключевыми понятиями (наука оперирует понятиями), но и потому, что в науке представлено множество подходов
Иначе говоря, ответов на поставленные выше вопросы, как, впрочем и моделей социономической деятельности - большое разнообразие Мы мо жем работать с понятием социальной услуги, определение которого 'находим в известном всем специалистам ФЗ «Об основах социального обслуживания».
Однако, памятуя о том, что данный закон пересматривается, и это происходит в контексте современной науки, имеет смысл обратить внимание на данное понятие как посредника между системой социального обслуживания и другими системами, являющими социальную сферу современного российского общества. И тогда определяясь с тем, что такое качество «социальных услуг» весьма важно было бы обратить внимание на то, что объединяет систему социального обслуживания с системами здравоохранения, образования и т.п., предоставляющими населению тоже «социальные услуги» и являющимися наиважнейшими элементами социальной сферы. Вариантов ответа на поставленные выше вопросы много. Однако не стремимся ли мы, порой, найти некую универсальную модель, которая отвечала бы на все вопросы «повышения качества социальных услуг»?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.