Социальное обеспечение государственных служащих в России (станицы исторического опыта)

Страницы работы

Содержание работы

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ (СТАНИЦЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА)                                        В.П.Мельников

В современный переломный период раз­вития России государство и государственное управление являются важными факторами ус­пешного осуществления глубоких политиче­ских и экономических преобразований. Слож­ная и масштабная деятельность по реализации нынешнего реформаторского курса определяет высокую социальную роль корпуса государст­венных служащих, еще более повышает значе­ние уровня его квалификации. Поэтому при­влечение на государственную службу лиц со всесторонней профессиональной подготовкой и наибольшим организационно-управленче­ским потенциалом сделало сегодня весьма ак­туальной проблему социальной защиты госу­дарственных служащих.

В последнее время действующее законодательство пополнилось статьями, в которых государственным служащим гарантируется де­нежное содержание, надбавки к должностному окладу за особые условия работы и выслугу лет, материальное поощрение по итогам рабо­ты за определенный период, очередной и до­полнительный оплачиваемые отпуска, пенси­онное обеспечение и т.д. Правовую основу регламентации социальной защиты государст­венных служащих составляют Конституция РФ. Федеральный закон «Об основах государ­ственной службы Российском Федерации» (июль 1995), целый ряд других законов и ука­зов президента РФ.

Все это свидетельствует о повышении внимания правительства к вопросам социаль­ной защиты государственных служащих как одному из условий эффективного функционирования системы государственной службы. В связи с растущим значением указанной проблемы правомерно обратиться к анализу исторического опыта социального обеспечения го­сударственных служащих в досоветской Рос­сии.

В богатом Российском историческом на­следии, относящемся к сфере государственной службы, наряду с другими интересными и зна­чительными по содержанию звеньями, пред­ставляет интерес поучительная и вместе с тем противоречивая практика социального обеспе­чения лиц, находившихся на государственной службе.

Начало активного формирования законо­дательной базы социального призрения отно­сится к петровской эпохе российской истории. В течение 1701-1724 годов Петром I и Прави­тельствующим Сенатом были приняты уставы, регламенты и указы, которые обеспечивали правовое регулирование социального призре­ния «воинских, статских и придворных чи­нов». В своих законодательных актах великий реформатор проявил себя как сторонник «за­крытого» призрения, то есть содержания нуж­давшихся в различных благотворительных уч­реждениях и заведениях. Поэтому в его указах, адресованных государственному финансовому ведомству, губернским правлениям и город­ским магистратам, содержится требование от­крывать госпитали и богадельни, в которые, наряду с другими нуждающимися в призрении людьми, «пристраивать» больных и немощных гражданских чиновников, также «престарелых, раненых и увечных офицеров и солдат».

Вместе с тем в петровское время как ча­стное явление практиковались такие формы «открытого» призрения государственных слу­жащих, как пенсии, «кормовые деньги», наде­ление землей, передача в аренду тех или иных промыслов. Например, по указу Петра I от 22 марта 1726 г. «бедным» отставным офицерам, неспособным к какому-либо труду по старости или увечью, назначалось «жалованье» на про­питание «по их смерть».

Преемники Петра вплоть до Екатерины II не внесли чего-либо принципиально нового в дело социальной помощи гражданским служа­щим, по тем или иным причинам ушедшим в отставку. Правительства Екатерины II, стремясь улучшить работу государственного аппарата и привлечь в его структуры образованных представителей дворянства, примерно вдвое повысило оклады большей части чиновничест­ва.  Но особенно важно то, что оно пошло на официальное     предоставление     гражданским служащим социальных гарантий их материаль­ного обеспечения в случае выхода в отставку по возрасту или болезни. В  1764 г. специальным указом  Екатерины II в России впервые были   введены   пенсии   для   государственных служащих.

Окончательно законодательная база пен­сионного обеспечения государственных служа­щих сложилась в царствование Николая I. В 1827 г. правительство утвердило Общий устав о пенсиях и единовременных пособиях по гра­жданским ведомствам. Позднее во введении к своду уставов заявлялось: «В награду трудов, подъемлимых на государственной и общест­венной службе, сверх различных почестей и окладов содержания, установлены: 1) пенсии и единовременные пособия за долговременное и беспорочное прохождение оной; 2) постоян­ные и единовременные пособия, назначаемые не по уважению к одним летам службы, но из внимания к особенному усердию в исполне­нии должностей и к происшедшим от того бо­лезням,., не позволяющим продолжать службу временно или продолжительно».

Похожие материалы

Информация о работе