Тем не менее, значимую роль, как в постановке данного вопроса, так и в обеспечении соответствия услуг эксплуатационным требованиям (насколько это возможно), призваны сыграть социологические исследования.
Подчеркнем, что в соответствии со стандартом «Требования к персоналу учреждений социального обслуживания» (п. 6.5 анализируемого стандарта), социологи призваны «выявлять, учитывать мнение населения о качестве, содержании оказываем услуг, перспективах потребности в них, разрабатывать предложения по совершенствованию социальной работы учреждения». Заметим, кстати, что до недавнего времени практики вхождения
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 12, 2010
61
социологов в учреждения социальной защиты в качестве их сотрудников фактически не были распространены. Появление данного стандарта - серьезный, на наш взгляд, фактор обеспечения качества социальных услуг.
Речь идет о том, что в ситуации вхождения социологов в социальные службы в качестве их сотрудников появляется возможность систематической профессиональной оценки — с использованием социологического инструментария — качества предоставляемых клиенту услуг. Иначе говоря, появляются новые возможности усиления внутренней оценки изучаемого нами процесса. К преимуществам такой оценки (в отличие от внешней оценки) принято относить следующие: штатные сотрудники знают больше об организации, ее интересах, потребностях, возможностях применения полученных результатов.
От социальной службы в этой связи требуется искусство в использовании данных преимуществ, памятуя о том, что на разных этапах жизненного цикла организации, при решении разного рода задач возрастает значимость той или иной оценки или умелого их сочетания. Когда мы говорим об умелом сочетании оценок, то имеем в виду и внешнюю оценку: такие ее особенности, как независимость; наличие больших навыков и умений в области исследований, большой опыт проведения экспертизы и, наконец, непредвзятость оценки.
Иначе говоря, появление стандарта «Требования к персоналу учреждений социального обслуживания» - основание для развития партнерства с социологическими факультетами университетов, в т.ч. в аспекте подготовке социологов социальной сферы, чем и занимается кафедра социологии социальной сферы и демографии Самарского госуниверситета, в частности, на протяжении ряда лет.
Многолетние практики ведения курсов повышения квалификации для специалистов учреждений социальной сферы позволяют актуализировать положение о том, что сегодня крайне важно внедрение методологии повышения качества социальных услуг во всей организации, ибо подавляющее большинство проблем любой организации находится на стыках между функциональными структурами (тем более социальные службы — организации со сложной горизонтальной структурой).
Это означает, что для решения таких проблем надо собирать именно межфункциональную команду специалистов. И когда в состав этой команды будут входить соционом, психолог, бухгалтер, врач и т.п. - сколько времени они потратят просто на то, чтобы договориться о способах подхода к анализу проблемы качества социальных услуг.
Ничего подобного не случится, если в организации все сотрудники будут обучены одному подходу (неважно, как он будет называться и какой из них будет выбран данной организацией), чтобы все они — сотрудники социальной службы — при анализе проблем и их решении разговаривали на одном языке. Роль обучающих семинаров, курсов повышения квалификации в данном случае переоценить не представляется, на наш взгляд, возможным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.