Титул
Оглавление
Что такое целенаправленный решатель. 3
Проблемы исследования целенаправленных решателей. 6
Иерархические структуры решателя задач. 9
Сравнительный анализ зарубежных систем.. 13
Сравнительный анализ отечественных систем.. 16
Решатель GPS. 20
Исследованию больших систем уделялось и уделяется много внимания. Нас в первую очередь будут интересовать законы поведения этих систем. С этой точки зрения мы будем выделять классы организационных и технологических систем [Г.С.Поспелов и В.А.Ири-ков, 1976].
Если под технологией в широком смысле слова понимать программу, т. е. определенную упорядоченность совокупности работ (операций, действий, мероприятий), связанную с достижением требуемого результата из определенной исходной ситуации, то к технологическим мы будем относить системы с априори заданной технологией. Примерами таких систем могут служить предприятия с налаженным крупносерийным производством, транспортные узлы, системы обслуживания и многие другие.
Само собой разумеется, что технология — это, прежде всего, известная схема деятельности системы. Схема превращается в конкретный план деятельности путем уточнения характеристик отдельных (или всех) плановых работ.
В силу сказанного задача управления технологическими системами сводится, как правило, к задаче обеспечения и регламентации технологического процесса, т. е., по существу, к задаче уточнения плана деятельности системы.
О технологических системах можно сказать и иначе. Технологическая система может выполнять только такие задачи, схемы решения которых уже найдены человеком, и необходимо только кое-что уточнить. В этом смысле технологические системы можно отнести к решателям априори схематизированных задач.
Совершенно иначе обстоит дело с организационными системами. Они как раз и предназначены решать такие задачи, схемы решения для которых априори отсутствуют ввиду новизны, проблемности задач.
Примерами организационных систем могут служить различного рода управленческие, проектные, конструкторские и другие подобные организации, коллективы людей и даже отдельный человек или интеллектуальный робот, решающий какие-либо интеллектуальные задачи, скажем, шахматные.
Для организационной системы типичный акт поведения состоит в нахождении ею решений новых задач, с тем чтобы в дальнейшем обобщить их и в качестве схемы внедрить в технологическую систему для решения аналогичных задач. В этом смысле организационную систему следует отнести к решателям более сложного типа, а именно к решателям проблемных, априори несхематизированных задач.
Предметом нашего изучения являются системы, включающие в себя в качестве подсистем организационную и технологические системы. Примерами таких интегральных систем могут служить производственные объединения, научные центры, интегральные роботы и другие.
В дальнейшем мы всегда будем иметь в виду эти системы и предполагать, что в каждой из них организационная система играет роль решающей подсистемы, а реальные технологические системы — роль исполнительных подсистем, и будем рассматривать их как некоторые решатели, предназначенные для поиска решений комплексных задач.
Существуют два направления, характеризуемые принципиально различным отношением исследователя к изучаемой системе. При первом, классическом подходе система изучается как механический объект извне, с точки зрения только исследователя; система не имеет собственных целей поведения (эти цели ставит исследователь), ее поведение описывается в рамках причинно-следственных связей, например, по схеме «воздействие — реакция» или по схеме «воздействие — состояние — реакция». Такой подход известен в литературе как терминальный подход [Месарович, 1964; Эшби, 1961а].
При втором подходе предполагается, что исследователю известны некоторые инвариантные аспекты поведения системы, определяемые ее целями, т. е. исследователь объясняет поведение системы с точки зрения самой системы. Такой подход получил название целенаправленного подхода [Рапопорт, 1969]. В соответствии с ним системы, деятельность которых, связанная о принятием решений, определяется достижением собственных целей, будем называть целенаправленными решателями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.