Целенаправленный решатель

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Титул


Оглавление

Что такое целенаправленный решатель. 3

Проблемы исследования целенаправленных решателей. 6

Иерархические структуры решателя задач. 9

Сравнительный анализ зарубежных систем.. 13

Сравнительный анализ отечественных систем.. 16

Решатель GPS. 20


Что такое целенаправленный решатель

Исследованию больших  систем уделялось и уделяется много внимания. Нас в первую очередь будут интересовать законы поведения этих систем. С этой точки зрения мы будем выделять классы органи­зационных и технологических систем [Г.С.Поспелов и В.А.Ири-ков, 1976].

Если под технологией в широком смысле слова понимать программу, т. е. определенную упорядоченность совокупности работ (операций, действий, мероприятий), связанную с дости­жением требуемого результата из определенной исходной ситуа­ции, то к технологическим мы будем относить системы с ап­риори заданной технологией. Примерами таких систем могут служить предприятия с налаженным крупносерийным производ­ством, транспортные узлы, системы обслуживания и многие другие.

Само собой разумеется, что технология — это, прежде всего, известная схема деятельности системы. Схема превращается в конкретный план деятельности путем уточнения характеристик отдельных (или всех) плановых работ.

В силу сказанного задача управления технологическими си­стемами сводится, как правило, к задаче обеспечения и регла­ментации технологического процесса, т. е., по существу, к задаче уточнения плана деятельности системы.

О технологических системах можно сказать и иначе. Техно­логическая система может выполнять только такие задачи, схемы решения которых уже найдены человеком, и необходимо только кое-что уточнить. В этом смысле технологические системы мож­но отнести к решателям априори схематизированных задач.

Совершенно иначе обстоит дело с организационными систе­мами. Они как раз и предназначены решать такие задачи, схемы решения для которых априори отсутствуют ввиду новизны, проблемности задач.

Примерами организационных систем могут служить различ­ного рода управленческие, проектные, конструкторские и другие подобные организации, коллективы людей и даже отдельный человек или интеллектуальный робот, решающий какие-либо интеллектуальные задачи, скажем, шахматные.

Для организационной системы типичный акт поведения со­стоит в нахождении ею решений новых задач, с тем чтобы в дальнейшем обобщить их и в качестве схемы внедрить в техно­логическую систему для решения аналогичных задач. В этом смысле организационную систему следует отнести к решателям более сложного типа, а именно к решателям проблемных, априо­ри несхематизированных задач.

Предметом нашего изучения являются системы, включающие в себя в качестве подсистем организационную и технологиче­ские системы. Примерами таких интегральных систем могут слу­жить производственные объединения, научные центры, инте­гральные роботы и другие.

В дальнейшем мы всегда будем иметь в виду эти системы и предполагать, что в каждой из них организационная система играет роль решающей подсистемы, а реальные технологические системы — роль исполнительных подсистем, и будем рассматри­вать их как некоторые решатели, предназначенные для поиска решений комплексных задач.

Существуют два направления, характеризуемые принципи­ально различным отношением исследователя к изучаемой си­стеме. При первом, классическом подходе система изучается как механический объект извне, с точки зрения только исследо­вателя; система не имеет собственных целей поведения (эти цели ставит исследователь), ее поведение описывается в рамках причинно-следственных связей, например, по схеме «воздей­ствие — реакция» или по схеме «воздействие — состояние — ре­акция». Такой подход известен в литературе как терминальный подход [Месарович, 1964; Эшби, 1961а].

При втором подходе предполагается, что исследователю из­вестны некоторые инвариантные аспекты поведения системы, определяемые ее целями, т. е. исследователь объясняет поведе­ние системы с точки зрения самой системы. Такой подход полу­чил название целенаправленного подхода [Рапопорт, 1969]. В соответствии с ним системы, деятельность которых, связанная о принятием решений, определяется достижением собственных целей, будем называть целенаправленными решателями.

Похожие материалы

Информация о работе