Элементами нулевого М° и п-го Мп рангов являются соответственно миры операций исполнительных цодсистем и их сред (например, мир станочника и его окружения) и максимально обобщенный мир исполнительной системы решателя и ее среды в целом (например, мир завода и его окружения).
Одноранговая подструктура йм выражает связь обобщенного мира с непосредственно обобщаемыми мирами (например, мира цеха с мирами производственных участков). Концевые структуры позволяют проследить, как обобщаются (или конкретизируются) соответствующие миры (например, мир директора завода — миры заместителей — миры начальников цехов — миры мастеров — миры станочников).
Следует заметить, что в работе [Месарович, Мако, Такахара, 1970] структуры Д3, Rp и R0 названы соответственно стратами, слоями и эшелонами, которые не всегда совпадают. В нашем случае все рассмотренные уровни описания решателя совпадают, что в значительной степени позволяет унифицировать описания таких интеллектуальных решателей.
В заключение данного параграфа заметим также,'что понятия «исполнительный орган» и «решающий орган» являются относительными — все зависит от «масштаба» исследуемых решателей. Так, например, в одних решателях в качестве ИО могут выступать предприятия, тогда РО все возрастающих рангов будут соответственно руководители предприятий, руководители главков, заместители министра и т. д. Если же в качестве ИО взять производственные участки какого-нибудь цеха завода, то РО будут мастера участков, начальники цехов, руководители предприятий и т. д.
Первой, наиболее интересной моделью решателя явился общий решатель задач GPS (General Problem-Solver), созданный американскими учеными Ньюэллом, Шоу и Саймоном. GPS с момента создания [Ныоэлл, Шоу, Саймон, I960] до последнего варианта [Эрист и Ныоэлл, 1967а, б] претерпел ряд изменений. Система интересна в историческом плане тем, что многие ее идеи в той или иной форме были воплощепы в последующих решателях.
При разработке первых версий GPS авторов в основном интересовали вопросы, связанные с поисковой деятельностью человека, решающего задачи. Это привело к созданию известной эвристической стратегии поиска решений, используемой в различных дальнейших модификациях решателей.
Однако, стремясь создать теорию мышления на подобной основе, авторы не уделили должного внимания другому важному аспекту теории — представлению знаний. В результате GPS не оказался универсальным решателем задач, на что надеялись его создатели. Решатель по существу имел процедурный язык низкого уровня, на котором, как показали, например, шахматы, далеко не всегда оказалось возможным эффективное описание сложных сред в терминах априори упорядоченных различий, таблиц связей, операторов и других элементов проблемной среды GPS. Поэтому, несмотря па довольно эффективную саму по себе стратегию поиска (анализ целей и средств, планирование и др.), система решала задачи медленно. Здесь сказалась нерешенность проблемы совмещения эффективной стратегии поиска с эффективным представлением знаний!
Попытка более эффективного представления знаний, с одной ст°ропы, и успехи в области автоматических доказательств теорем — с другой, привели к созданию вопросно-ответной дедуктивной системы QA3 [Грин, 1969]. Система QA3 является дальнейшим развитием системы QA2 [Грин и Рафаэль, 19681, запрограммирована на языке LISP для ЭВМ SDS-940, работающей в режиме разделения времени.
Вопросно-ответная система QA3 в равной степени может быть также названа многоцелевой системой решения задач или общим решателем задач. Она рассчитана на произвольную предметную область и произвольные вопросы, ее действие основано на автоматическом доказательстве теорем с использованием принципа резолюций [Робинсон, 1965]. Но так как в рамках формализма метода резолюций оказалось затруднительным описание эвристик, то это обстоятельство заставило отказаться в QA3 от эвристического поиска.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.