Качеством, не позволяющим аппроксимировать поведение целенаправленных решателей в рамках терминального подхода, является свойственная им внутренняя активность. Наличие собственных целей у целенаправленных решателей не укладывалось в привычные причинно-следственные схемы терминального подхода; более того, это противоречило, по мнению некоторых сторонников терминального подхода, материалистической основе поведения. «Цель, которая должна осуществиться в будущем, после некоторого действия системы, является причиной этого действия? — вопрошали они. — Причина позднее, чем следствие?! Абсурд! Поэтому никакой цели не может быть!»
Но, оставаясь на позициях механистического терминального подхода, как можно объяснить полную зависимость поведения целенаправленного решателя от его состоянии и действий внешней среды, коль скоро его внутренняя, целенаправленная активность могла подавлять эти воздействия или даже противодействовать им и, таким образом, приводить к его непредсказуемому поведению?
Итак, если не фиксировать целенаправленность системы как некоторого мотиватора ее поведения, то последнее становится необъяснимым в рамках терминального подхода. «Активность — важнейшая черта всех живых систем — стала уясняться позже других, несмотря на то, что, по-видимому, именно эта черта является самой главной, определяющей. Последнее утверждение подкрепляется и тем, что активность является наиболее общей, характерной чертой живых систем и организмов, и еще больше тем, что постановка понятия биологической активности в качестве отправной точки ведет к наиболее далеко идущему и глубокому переосмысливанию тех понятий, которые отживают и уходят в прошлое вместе со всей платформой старого, механистического материализма». Так писал об активности известный советский ученый Н. А. Бернштейн [1968].
Активность целенаправленных систем проявляется прежде всего в предвидении, в предвосхищении будущих состояний внешней среды, что позволяет им определять требуемое поведение более эффективным способом, чем это возможно, например, на основе использования только принципа обратной связи.
В целенаправленном поведении решателя можно выделить два аспекта: мыслительную деятельность его решающих органов и реальную, наблюдаемую деятельность его исполнительных органов. Первая направлена на поиск решений задач, вторая — на реализацию этих решений.
Исследование целенаправленного поведения решателя ставит ряд проблем. Рассмотрим основные из них и попутно проследим, как решение этих проблем позволило бы снять некоторые классические проблемы терминального подхода.
Уровень описания. Исследователь, вооруженный аппаратом терминального подхода и стремящийся описать поведение решателя, вынужден был бы иметь дело с дилеммой: 1) либо описать поведение решателя достаточно полно на элементарном уровне, что сделало бы такое описание громоздким, но позволило бы использовать исходную информацию в простой и доступной форме — так называемый микроподход; 2) либо описать поведение решателя на достаточно абстрактном уровне, что упростило бы описание, но потребовало бы задания исходной информации в агрегированной, подчас интуитивно неясной форме — так называемый макроподход.
Однако и микро- и макроописаиия, взятые сами по себе, в равной степени неудовлетворительны. Первые приводят к необозримому многообразию линий поведения решателя, к утрате его структурных черт и целенаправленности, вторые не позволяют учесть существенные детали, непредвиденно возникающие в ходе поведения и в корне меняющие его характер. Описание поведения решателя должно производиться одновременно и взаимосвязано на обоих уровнях, точнее, на каждом требуемом уровне детализации — так называемый системный подход.
Природа решений. Существует убеждение, что только на количественной основе возможно объективное изучение того или иного явления, факта, события. Однако количественные описания предъявляют довольно ограничительные требования к форме и методологии получения численных решений и в этом, по-видимому, корень существующих в настоящее время трудностей терминального подхода, например, проблема многокритериальной численной оценки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.