Процесс кораблевождения основан на определении места корабля в море. Существуют два принципиально различных метода определения места корабля:
- метод счисления координат корабля, основанный на учете перемещения корабля относительно исходной точки;
- метод обсерваций, основанный на обработке измерений, произведенных относительно внешних ориентиров.
Первый метод используется непрерывно с момента начала движения и до постановки корабля на якорь (швартовы). Второй метод используется периодически, когда корабль находится в зоне действия (видимости) навигационных ориентиров.
Основные задачи кораблевождения решаются в процессе прокладки маршрута корабля на морской карте. Прокладка - это совокупность измерений, вычислений и графических построений на карте, связанных с кораблевождением. Различают три вида прокладки:
- предварительную;
- навигационную;
- боевую.
Предварительная прокладка выполняется в период навигационной подготовки к походу. Навигационная подготовка - это комплекс мероприятий, проводимых перед выходом корабля в море. Она включает следующие действия:
- изучение и анализ условий в районе предстоящего перехода;
- выбор и расчет маршрута корабля, отвечающего требованиям безопасности плавания, поставленным задачам и экономической целесообразности;
- выполнение предварительной прокладки:
- дополучение в довольствующих органах гидрографической службы морских карт, навигационных руководств и пособий.
В процессе предварительной прокладки осуществляется:
- набор и корректура морских карт, навигационных руководств и пособий,
- детальный расчет курсов корабля на путевых навигационных морских картах;
- составление справочных таблиц предварительной прокладки. В таблицах показываются основные сведения о пунктах базирования и якорных стоянках элементы течения, определяются общая протяженность пути и предполагаемое время плавания.
Навигационная прокладка-это прокладка во время похода. Она представляет собой графическое изображение на морской карте пройденной кораблем части или всего маршрута, выполненное автоматически или вручную на основе измерений и вычислений. Навигационная прокладка ведется непрерывно в течение всего похода. Она является исполнительной, в зависимости от сложившихся условий плавания обычно несколько отличается от предварительной. Навигационная прокладка включает:
- счисление координат корабля;
- периодическую коррекцию счисления (обсервацию, определение места корабля);
- документальное оформление прокладки в навигационном журнале (ведение навигационного журнала).
Боевая прокладка выполняется при боевом соприкосновении с противником. Она включает ведение прокладки за свой корабль и корабль (корабли) противника на карте или специальном планшете в целях обеспечения эффективного применения своего оружия.
Счисление координат - это учет движения корабля в процессе навигационной прокладки. Целью счисления является определение счислимых координат jс, lс (счислимого места) корабля на любой момент времени по данным курса и скорости с учетом влияния ветра и течения.
Место корабля, полученное в результате счисления, называется счислимым. Определение счислимого места состоит в нахождении вектора плавания корабля S за заданный интервал времени t = Т2 - T1 (рис. 3.1). Счислимое место jс, lс на момент Т2 определяет конец вектора S проведенного из исходной точки j1, l1, в которой корабль находился в момент T1.
В общем случае вектор плавания S включает три составляющих:
- вектор S0 перемещения корабля под действием движителей, направленный по линии истинного курса;
- вектор SДР дрейфа корабля, направленный по линии действия ветра;
- вектор ST сноса корабля течением, направленный по линии действия течения.
Движители и ветер перемещают корабль относительно воды, течение - относительно дна.
Складывая составляющие, получим
S = S0 + SДР + SТ = ( V0 + VДР + VТ ) t = V t. (3.1)
Величины, определяющие вектор плавания, называются элементами счисления. На основе равенства (3.1) к ним относятся:
- вектор относительной скорости V0 (истинный курс и относительная скорость корабля);
- вектор скорости дрейфа VДР (направление и скорость дрейфа);
- вектор скорости течения VТ (направление и скорость течения) ;
- время плавания t = Т2 - T1.
С изменением хотя бы одного из элементов счисления изменяется сам вектор плавания. Вектор плавания S составляет с северной частью истинного меридиана угол, называемый путевым углом. Могут быть следующие случаи формирования путевого угла:
- если корабль перемещается под действием движителей, а ветра и течения в районе плавания нет, путевой угол равен истинному курсу корабля, то есть ПУ = ИК = КК - DК;
- если в районе плавания наблюдается ветер, зависимость между путевым углом и истинным курсом выражается формулой
ПУb = ИК + a
где a - угол дрейфа;
- если в районе плавания наблюдается течение, путевой угол
ПУb = ИК + b
где b - угол сноса;
- если в районе плавания наблюдается ветер и течение, величина путевого угла определяется формулой
ПУ = ИК + с.
где с = a + b - угол суммарного сноса.
Линия, по которой направлен вектор плавания корабля, называется линией фактического перемещения или линией пути.
Скорость корабля V вдоль линии пути называется путевой скоростью.
Путевой угол и путевая скорость являются параметрами вектора путевой скорости и называются элементами движения корабля.
Различают следующие виды счисления:
- графическое счисление, основанное на непрерывном отображении траектории движения корабля по времени путем последовательной прокладки вектора плавания на карте или планшете;
- аналитическое счисление, основанное на расчете координат по известным математическим зависимостям.
По степени автоматизации различают:
- автоматическое счисление (производится с помощью специальной вычислительной техники: цифровых вычислительных машин, автопрокладчиков, автосчислителей);
- обсервационное счисление-автоматическое счисление, основанное на непрерывном уточнении счислимых координат по результатам измерения параметров относительно внешних ориентиров;
- ручное счисление (производится с помощью графоаналитических операций вручную с использованием таблиц).
К счислению пути предъявляются требования непрерывности, наглядности и точности. Непрерывность счисления необходима для определения счислимых координат места на любой момент времени. Наглядность счисления состоит в возможности сопоставления места, пути корабля и окружающей навигационной обстановки в целях определения степени безопасности кораблевождения. От точности счисления зависят безопасность плавания и качество выполнения поставленной кораблю задачи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.