Сущность и разновидности счисления координат корабля. Графическое счисление без учета дрейфа и течения. Графическое счисление с учетом дрейфа, страница 5

- соединить начало вектора Vл с концом вектора VT прямой линией (сложить геометрически эти векторы), получить вектор V путевой скорости корабля и линию пути при течении;

- снять с карты величину путевого угла при течении ПУb и рассчитать угол сноса b (формула 3.3).

Пример 8.

Т = 10.05;   Vл = 12,0 уз;

ол = 8,4;  течение 155° - 2,0 уз.

ИК = 80,0°;

Решение: ПУb = 89,0°; b = ПУb - ИК = +9,0°; V =12,5 уз.

2. Рассчитать компасный курс для плавания по заданной линии пути при течении (обратная задача). Решается в случаях когда при наличии течения требуется направить корабль по намеченной линии пути: по оси фарватера, по створу, по рекомендованному курсу и пр.

Для решения этой задачи необходимо (рис З.6, б и 3.7)

- отложить вектор скорости VT, течения в выбранном масштабе по направлению КT течения из обсервованного или счислимого места, в котором начат учет течения (например, );

- сделать засечку на линии пути при течении радиусом Vл из конца вектора VT (сложить геометрически векторы VT, Vл), получить вектор V путевой скорости корабля;

- провести линию ИК корабля параллельно направлению вектора Vл в треугольнике скоростей из обсервованного или счислимого места, в котором начат учет течения;

- снять с карты величину ИК корабля, рассчитать угол сноса b и компасный курс КК = ИК - DК.

Пример 9.

Т = 11.28;   ПУb = 270,0°;

ол = 23,1;    DГK= +1,0°;

Vл = 12,0 уз;  течение 155° - 2,0 уз.

Решение: ИК = 280,0° ; b = ПУb - ИК = -10,0° ; КК = ИК - DГК = 279,0° .

При графическом счислении с учетом течения, как и с учетом дрейфа, при b > 5° на карте прокладываются две линии: линия истинного курса (тонкая) и линия пути (утолщенная). Обе линии проводятся, чтобы можно было, во-первых, судить, как они проходят относительно навигационных опасностей, во-вторых, находить счислимые места корабля построением навигационного треугольника перемещений. Треугольник перемещений подобен скоростному, но со сторонами, равными произведениям скоростей Vл, VT, V на время t плавания корабля. Вдоль линии пути пишутся численные значения компасного курса, поправки компаса и угла сноса со своим знаком.

Особенности решения типовых задач:

- пройденное кораблем расстояние откладывается по линии истинного курса;

- все счислимые места отмечаются на линии пути при течении и находятся построением треугольника перемещений.

Так, при нахождении счислимого места па данный момент плавания Sл откладывается на линии ИК, полученная точка переносится затем по направлению течения на линию пути, у искомого счислимого места пишутся время и отсчет лага . Счислимое место на момент траверза ориентира находится в точке пересечения перпендикуляра ИП^ = ИК ± 90° (п.б. / л.б.) к линии ИК из места ориентира с линией пути. Построением треугольника перемещений в этом случае (для снятия с карты величины Sл) производится переносом найденного счислимого места по направлению, обратному направлению течения, на линию ИК. Треугольники перемещений строятся всегда в масштабе карты. Они являются частью навигационной прокладки и поэтому не стираются с карты до конца прокладки.

Начало учета течения фиксируется на правой странице навигационного журнала, где записываются время, отсчет лага, элементы течения и источник информации об элементах течения.

Например, "11.07, ол = 19,3, начали учитывать течение 155° - 2,0 уз. Данные о течении из атласа". Прекращение учета течения также фиксируется на правой странице. На левой странице фиксируются значение угла b со своим знаком и величина путевого угла при течении.

При совместном учете дрейфа и течения на карте прокладываются две линии: линия пути при дрейфе (тонкая) и линия пути при течении (утолщенная). Вдоль линии пути при течении (с внешней стороны углов) пишутся численные значения компасного курса, поправки компаса (в скобках) и угла суммарного сноса (с = b + a) со своими знаками (рис. 3.8).

Особенности решения типовых задач:

- рассчитывается угол дрейфа, на карте прокладываются линии истинного курса и пути при дрейфе;

- линия пути при дрейфе принимается за основную для построения навигационного скоростного треугольника и треугольников перемещений (на ней откладываются векторы Vл, Sл = Vлt), выполняется графическое счисление с учетом течения.

Для расчета компасного курса при плавании по заданному пути сначала определяется линия пути при дрейфе ПУb , то есть сначала учитывается течение, а затем угол дрейфа. Компасный курс КК = ПУa - a - DК. На карте вдоль линии пути делается надпись с указанием суммарного угла сноса с.

3.5 Понятие об аналитическом счислении координат корабля

В основе аналитического счисления лежат известные формулы (рис. 3.9,а):

  (3.4)

где jc2, lc2 -координаты искомого счислимого места (пункта прихода); jc1, lc1 - координаты исходного счислимого места (пункта отхода); Dj, Dl - разность широт и разность долгот.

В этих формулах Dj и Dl вычисляются но известным курсу (путевому углу) и пройденному кораблем расстоянию. На морских картах в проекции Меркатра линейная величина экваториальной мили (одной минуты дуги экватора) не равна морской миле, поэтому Dl вычисляется по отшествию w.

Отшествием называется составляющая плавания корабля по параллели, выраженная в морских милях. Из рис.3.9, а видно:

  (3.5)

При вычислении Dl по w учитываются, что все параллели в меркаторской проекции растягиваются пропорционально sес j:

Dl = w sес jcp,  (3.6)

где jcp = (jc1 + jc2) / 2.

В процессе автоматического аналитического счисления Dj и Dl рассчитываются интегрированием:

  (3.7)

Элементарные разности широт dj и отшествия dw равны (рис. 3.9,6):

  (3.8)

где  VN = V соs ПУ = VлN + VтN = Vл соs ПУa + Vт соs Кт;

  VE = V sin ПУ = VлE + VтE = Vл sin ПУa + Vт sin Кт;

С учетом выражений (3.8) формулы (3.7) принимают вид

  (3.9)