Сущность и разновидности счисления координат корабля. Графическое счисление без учета дрейфа и течения. Графическое счисление с учетом дрейфа, страница 4

Угол дрейфа зависит от скорости и курсового угла кажущегося ветра, от скорости и конструктивных особенностей корабля: высоты и архитектуры надстроек, надводной части корпуса и формы обводов корпуса. Угол дрейфа измеряется с помощью дрейфомера. При отсутствии этого прибора углы дрейфа для различных условий плавания выбираются из таблицы дрейфа, составленной по опытным данным. Из рис. 3.3 видно:

  (3.2)

Формулы (3.2) - алгебраические, угол a берется со своим знаком.

В практике кораблевождения приходится решать в основном две задачи, связанные с дрейфом корабля.

1. Рассчитать путевой угол при дрейфе ПУa (линию пути корабля при дрейфе), если задан истинный курс.

Для решения этой задачи необходимо:

- определить знак угла дрейфа a;

- рассчитать курсовой угол qW кажущегося ветра;

- выбрать величину угла a из таблицы дрейфа по аргументам: по скорости корабля и qW;

- рассчитать путевой угол при дрейфе ПУa, проложить линию пути на карте.

Пример 6.

КК = 79,0°;   Vл = 12,0 уз;

DГК = + 1,0°;  ветер 5° -12 м/с.

Решение:

Ветер дует в левый борт корабля - угол a положительный:

ИК = КК + DГК = 80,0°;

a = +4,0°; ПУa = ИК + a = 84,0°.

2. Рассчитать компасный курс корабля, если задана линия пути (обратная задача). Решается в случаях, когда линия пути при дрейфе должна быть проложена по заданному направлению: по оси фарватера, вдоль рекомендованного курса, по створу и пр. Задача решается в той же последовательности, что и предыдущая.

Пример 7.

ПУa = 270,0°;  Vл = 12,0 уз;

DГК = +1,0";  ветер 5° - 12м/с.

Решение:

Ветер дует в правый борт корабля - угол a отрицательный.

a = -5° (из таблицы); ИК = ПУa - a = 275,0°; КК = ИК - DГК = 274,0°.

При графическом счислении с учетом дрейфа при a >5,0° на карте прокладываются две линии: линия истинного курса (топкая) и линия пути (утолщенная). В этом случае пройденное расстояние откладывается по линии истинного курса с последующим переносом полученной точки на линию пути но перпендикуляру к линии истинного курса. При a£5,0° линия истинного курса не прокладывается и пройденное кораблем расстояние откладывается непосредственно по линии пути. Вдоль линии пути пишутся численные значения компасного курса, поправки компаса и угла дрейфа со своими знаками (рис. 3.4).

Особенности решения типовых задач:

- все счислимые места отмечаются на линии пути при дрейфе. Счислимое место на момент траверза ориентира находится в точке пересечения перпендикуляра ИП^  = ИК ± 90° (п.б. / л.б.) к линии ИК из места ориентира с линией пути;

- начало учета дрейфа фиксируется на правой странице навигационного журнала, где записываются время, отсчет лага и элементы ветра. Например, "10.05, ол = 8,4, начали учитывать дрейф от ветра 5°-12 м/с". Прекращение дрейфа также фиксируется на правой странице;

- на левой странице навигационного журнала в графе "Поправка на дрейф и течение" фиксируется значение угла а со своим знаком, в графе "Путь" - величина путевого угла при дрейфе.

3.4 Графическое счисление с учетом течения

Течение представляет собой поступательное перемещение водных масс. Направление течения соответствует направлению этого движения и указывается в круговом счете в сторону, куда оно течет.

В процессе счисления пути корабля элементы течения определяются по атласу течений, по обсервациям и путем сравнения векторов абсолютной и относительной скоростей.

Под действием собственных движителей корабль перемещается относительно воды но истинному курсу с относительной скоростью Vл (рис. 3.5). При наличии течения корабль вместе с массами воды перемещается относительно морского дна по направлению течения с переносной скоростью VT. Сложив геометрически векторы Vл и VT. получим вектор V фактической, или путевой, скорости корабля.

Треугольник, сторонами которого являются векторы относительной Vл, переносной VT и путевой V скоростей, называется навигационным скоростным (треугольником скоростей).

Как видно, при сложении скоростей Vл, VT корабль перемещается по направлению их равнодействующей.

Линия, по которой фактически перемещается корабль под действием движителей и течения, называется линией пути при течении.

Рулевой удерживает корабль на заданном истинном курсе, поэтому диаметральная плоскость корабля при его перемещении по линии пути остается параллельной линии истинного курса.

Угол в плоскости истинного горизонта между северной частью истинного меридиана и линией пути при течении называется путевым углом при течении ПУb.

Угол в плоскости истинного горизонта между линиями истинного курса и пути при течении называется углом сноса b.

Если течением корабль сносится вправо от истинного курса, угол сноса положительный (путевой угол при течении больше истинного курса). Если снос происходит влево от линии ИК, угол сноса отрицательный (путевой угол при течении меньше истинного курса). Угол сноса зависит от курса и скорости корабля, направления и скорости течения и определяется графическим построением на карте. Из рис. 3.5 видно:

  (3.3)

Формулы (3.3) - алгебраические, угол b берется со своим знаком.

При счислении координат корабля должно учитываться и движение корабля под воздействием собственных движителей, и его перемещение под воздействием течения.

В практике кораблевождения с использованием относительного лага приходится решать в основном следующие две задачи.

1. Рассчитать путевой угол при течении ПУb и путевую скорость V. Известны курс корабля, относительная скорость, направление и скорость течения.

Для решения этой задачи необходимо (рис. 3.6, а и 3.7):

- отложить вектор скорости Vл корабля в выбранном масштабе по линии ИК из обсервованного или счислимого места, в котором начали учитывать течение (например, );

- отложить вектор скорости VT течения в том же масштабе по направлению КT течения из конца вектора Vл;