Общие положения о прохождении практики студентами, получающими образование по специальности «Управление персоналом», страница 5

2.5.  Для прохождения производственной практики студенту не позднее чем за неделю до начала практики оформляется и вы­дается Аттестационная книжка, которая передается на предпри­ятие и сдается вместе с отчетом для оформления и хранения ру­ководителю, а также задание на практику.

2.6.  Руководство учебной практикой от СГУПС осуществляет преподаватель, закрепленный за каждой учебной группой. Обя­занности преподавателя:

— совместно с заведующим кафедрой «Социальная психоло­гия управления» провести работу по заключению договоров с базами практики;

— своевременно обеспечить студентов заданием и иными не­обходимыми документами;

—  регулярно выезжать на базы практики, обеспечивать дис­циплину студентов, находящихся на предприятиях и в организа­циях, согласовывать содержание выполняемых студентом работ с руководителем практики от предприятия;

— осуществлять контроль за посещаемостью практики и свое­временно выяснять причины пропусков практики студентами;

— оказывать методическую помощь студентам при выполне­нии ими индивидуальных заданий и написании отчета;

—  своевременно подготовить и представить заведующему кафедрой отчет о прохождении практики студентами закреплен­ной группы.

16

2.7. Допускается прохождение студентами практики в студен­ческих отрядах при соответствии выполняемых отрядом работ профилю специальности.

3. Содержание практики

В ходе практики студент совершенствует и углубляет знания, полученные в рамках блока управленческих дисциплин («Орга­низация труда персонала», «Основы управления персоналом», «Основы менеджмента» и др.), а также подбирает материал для выполнения курсовых работ и проектов следующего года обуче­ния. Исходя из этого для написания отчета студент должен вы­полнить следующие задания:

3.1.  Проанализировать кадровый состав предприятия по поло­вой, возрастной, квалификационной, образовательной и иным принятым на конкретном предприятии (организации) номенкла­турам. Полученные результаты представить в виде таблиц стати­стического распределения, проиллюстрировав графическим ма­териалом.

На основании произведенного анализа сделать выводы

—  о тенденциях в динамике кадрового состава предприятия (организации), предположив природу этих тенденций,

—  о приоритетных направлениях кадрового менеджмента, ориентированных на оптимизацию кадрового состава персонала.

При выполнении задания студент может воспользоваться Штатным расписанием предприятия, отчетами установленных форм, представляемыми различным уполномоченным лицам, содержанием информационных баз данных (1С «Кадры», «Кли­пер», АРМ «Кадры», ЕКАСУТР и других)

3.2.  Охарактеризовать организационную структуру предпри­ятия (организации) — тип, количество горизонтальных и верти­кальных подразделений, изобразить графически в виде органи­зационной схемы. Проанализировать процесс взаимодействия различных уровней и подразделений между собой. Объяснить логику выбора данного типа организационной структуры, исходя из содержания и объема деятельности предприятия (организа­ции), оценить ее рациональность, при необходимости предло­жить пути совершенствования организационной структуры.

Описать организационное закрепление функции управления персоналом — выстроить организационную модель системы управления персоналом с указанием содержания функций от­дельных исполнителей, проанализировать взаимодействие кад­ровой подсистемы с другими подсистемами организации

Для выполнения задания студенты могут использовать Устав организации (Положение о структурном подразделении), долж­ностные инструкции отдельных исполнителей.

3.3.  Проанализировать кадровую политику предприятия (ор­ганизации):

—  определить внешние факторы, определяющие кадровую политику   (состояние    рынка   труда,    конкурентную    среду, законодательство, требования вышестоящих организаций, иные);

— определить внутренние факторы, определяющие кадровую политику (цели и задачи организации, организационную струк­туру, кадровый состав, организационную культуру, иные);

— определить субъектов кадровой политики;

—  определить тип кадровой политики (открытая/закрытая, активная/пассивная, превентивная/реактивная);

— определить систему принципов, лежащих в основании кад­ровой политики;

— отразить систему нормативно-распорядительной докумен­тации, содержащей основные положения кадровой политики.

При выполнении задания студент может воспользоваться Ус­тавом организации (Положением), Положением о кадровой служ­бе, Миссией организации, Концепцией кадровой политики на предприятиях железнодорожного транспорта на 2001-2010 годы.

3.4.  Охарактеризовать формы и методы регламентации труда персонала, применяемые в данной организации (предприятии) по следующей схеме:

Форма

Кем

На основании

Содержание

Объем

регламентации

разрабатывается

чего

(основные

(количество

труда

и утверждается

составляется

положения

имеющихся

и (или) разделы

в организации

документов, %

от необходимого)

I

Проанализировать качество и полноту регламентации труда персонала, мотивировав свои выводы реальными примерами и фактами из опыта работы с персоналом организации (трудовых споров, конфликтных ситуаций, нарушений трудовой и произ­водственной дисциплины и др.). При необходимости предложить пути совершенствования регламентации труда персонала.

Материалы — Правила внутреннего трудового распорядка, должностные регламенты, должностные инструкции, трудовые договоры, ЕТКС, приказы и распоряжения вышестоящих орга­низаций, профессиограммы, типовые должностные инструкции.

3.5. Проанализировать систему самоменеджмента работников кадровой службы предприятия (организации):

— уровень квалификации сотрудников кадровой службы;

— систему повышения их квалификации;

— планирование карьеры для работников кадровой службы;

— тайм-менеджмент;