Роль электрооборудования летательных аппаратах. Особенности работы ЭОЛА. Достоинства систем электроснабжения постоянным током. Типовые структуры авиационных СЭС. Общие сведения об авиационных генераторах, страница 20

Сигнализирующие (габариты, фары поворотов, световозвращатели, торможения).

Вопрос46                              ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

1.  К дополнительному оборудованию относятся электроприводы:

·  Электроприводы,

·  Мотто-редукторы,

·  Мотто-насосы,

Применяются электродвигатели постоянного тока для привода стеклоочистителей, вентиляторов, выдвижения антенн.

2.  Электрозвуковые сигналы.

3.  Электронная система управления экономайзером.

Применение электропривода постоянно увеличивается. Появились электроприводы стеклоподъёмников, центральной блокировки замков, привода верхнего люка.

Привод, объединённый с редуктором, называют мотто-редуктором.

На автомобили устанавливают приводы постоянного тока P=6…250 Вт смешанного возбуждения.

Электродвигатели с электромагнитным возбуждением заменяются на двигатели с магнитным возбуждением.

Мотто-редукторы и мотто-насосы имеют интегральную конструкцию.

В зависимости от режима работы электродвигатели могут быть одно, двух скоростные, так же реверсивные.

БОРТОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СЕТЬ, ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ:

·  Соединительные провода,

·  Средства защиты,

·  Средства коммутации,

·  Соединительные и распределительные устройства.

Подавляющее большинство потребителей соединяются с источником однопроводной схемой. Провода имеют разные цвета.

Для защиты цепей от коротких замыканий и перегрузок ставятся плавкие предохранители.

Позисторная защита. Позистор – полупроводниковый терморезистор, который при повышении температуры повышает своё сопротивление, материалом для его изготовления служит керамика с примесью редкоземельных металлов.

Для приведения схемы с участком цепи напряжение с него надо отключить.

КОММУТАЦИОННАЯ АППАРАТУРА.

Связывает потребителей и бортовую сеть, может быть:

·  Коммутационная аппаратура прямого действия,

·  Коммутационная аппаратура дистанционного действия (реле, контакторы).

По конструкции выключатели могут быть кнопочные, клавишные, поворотные, рычажные.

Некоторые выключатели имеют блокировку от повторного включения, например, стартер.

Реле могут быть электромагнитные, электронные.

МУЛЬТИПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА.

Применяется система мультиплексной проводки, в результате уменьшается масса проводов, подведение к устройствам двух систем: силовой и управляющей.

Вопрос47                   ОСОБЕННОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ.

К данному оборудованию предъявляют следующие требования:

1.  Работа в невесомости;

2.  Работа в вакууме;

3.  Работа при солнечной радиации;

4.  Бомбардировка высокоскоростными частицами;

5.  Перепады температур;

6.  Влияние микроклимата в летательном аппарате.

Ограничения:

1.  Более жёсткие ограничения по массе и объёму;

2.  Большой срок службы без проведения регламентных работ;

3.  Возможность длительной работы в автоматическом режиме;

4.  Нужно учитывать, что работа электрооборудования может влиять на летательный аппарат посредством тепловой и атомной радиации, механически воздействовать на траекторию полёта за счёт изменения центра тяжести и так далее.

Системы электроснабжения.

1.  Первичные источники энергии;

2.  Накопители;

3.  Преобразователи;

4.  Аппараты защиты, коммутаторы;

5.  Стабилизаторы;

6.  Кабели и распределительные шины;

7.  Устройства отвода тепла.

Отличия от авиационной системы электроснабжения:

1.  Высоким сроком функционирования;

2.  Многообразием первичных источников энергии;

3.  Объёмом установленной мощности;

4.  Сложностью управления системой электроснабжения.

Система электроснабжения:

1.  Первичные:

·  Первичные источники электроэнергии,

·  Буферные накопители,

·  Аппараты защиты, сеть;

2.  Вторичная:

·  Вторичные источники питания,

·  Преобразователи и стабилизаторы,

·  Аппараты защиты, контроля, сеть.

Некоторые потребители имеют собственные источники питания.

Основными типами первичных источников являются:

·  Солнечные батареи,

·  Аккумуляторные батареи,

·  Ядерные установки и термоэмиссионные преобразователи,

·  Электрохимические генераторы на основе топливных элементов.

Выбор типа источника электроэнергии зависит от типа космического аппарата, времени функционирования, траектории полёта, энергопотребления.

Аккумуляторные батареи используются при малой продолжительности работы (несколько дней, мощность – единицы Вт).

Для работы в течение нескольких недель и при мощности в несколько десятков Вт применяются электрохимические генераторы, они дешёвые, из не токсичных компонентов, надёжны в работе, большая перегрузочная способность, простота пуска, довольно большой КПД, продукты реакции можно использовать в системах жизнеобеспечения.

Недостатки: нужны запасы топлива, система для их хранения.

Применение Солнечных батарей эффективно при мощности от единиц Вт до 100 кВт, ресурс от одного месяца до 15 лет.

Солнечные батареи – наиболее надёжный источник с неограниченным запасом энергии.

Недостатками являются:

·  Деградация фотоэлектрических преобразователей под действием радиации и тепловых нагрузок;

·  Зависимость выходных характеристик от температуры, освещения, затенения;

·  Требуется применение сложных систем ориентации панелей;

·  Нужны мощные буферные накопители.

Ядерные энергетические установки на основе ядерных источников, источников деления.

Применяются на аппаратах со сроком работы до 20 лет, имеют мощность до 500 кВт.

Достоинства:

·  Автономность,

·  Большой ресурс,

·  Высокий КПД,

·  Большая мощность,

·  Не нужны аккумуляторы.

Недостатки:

·  Высокие температуры,

·  Защита экипажа,

·  Повышенная радиоактивная опасность,