Роль электрооборудования летательных аппаратах. Особенности работы ЭОЛА. Достоинства систем электроснабжения постоянным током. Типовые структуры авиационных СЭС. Общие сведения об авиационных генераторах, страница 14

Росли мощности привод, из-за успехов гидропривода сократить применение силового привода. По силовым показателям ЭП не уступает гидроприводу. Но ряд происшествий   и катастроф показали, общая тенденция к использованию гидравлической энергии для управления ЛА требуют пересмотра. Этому пересмотру способствует: требование по увеличению надежности и безопасность, повышенные требования по управляемости привода, повышенные требования по воспроизводству управляющего сигнала.

Были приняты программы по разработке приводов, как у нас, так и в других странах. В результате был сделан вывод, что силовой ЭП имеет большие потенциальные возможности, ЭП д. применятся в чистом виде так и в интегральном виде, когда электроэнергия, передаваясь к управляемой поверхности, преобразуется в гидравлическую при помощи электродвигателей и подается к органу. Применение силовых ЭП на повышенных мощностях увеличит использование электрической системы снабжения, которой должна быть на любом ЛА; расширение мощных систем электроснабжения. Снабжения позволяет исключить и гидросистему, которая сейчас используется только для приведения в действие поверхностей управления.

Внимательно надо применять ЭП на малых самолетах Р=1 кВт, где ЭП в существующем исполнении конкурируют по весовым показателям с гидроприводом, а по надежности, управляемости, стоимости, по размещению превышать гидропривод. Способствует расширению применения ЭП и направление по переходу на электрифицированный самолет, замена механических связей дистанционными ставит новые задачи перед разработчиком.

Расширению применения ЭП способствует:

1.  совершенствование ЭП;

2.  появление новых материалов;

3.  развитие системы электроснабжения;

4.  развитие элементной базы.

Главные достоинства авиационного электропривода:

1.1. обладает высокой управляемостью,

1.2. может быть легко автоматизирован,

1.3. может обладать любыми выходными параметрами,

1.4. обеспечение любого закона регулирования;

2.1. система передачи ЭП проста и экономична,

2.2. для передачи не нужно сложных устройств;

3.1. высокая надёжность привода,

3.2. резервирование ЭП (может быть многократным);

4. сравнительно высокое быстродействие;

5. сравнительно хорошие массогабаритные показатели;

6. обеспечивает любой вид движения;

7. исполнительные агрегаты ЭП сравнительно дешёвые.

ОСОБЕННОСТИ АВИАЦИОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА.

Особенности его работы обусловлены условиями работы ЭП.

1.  Надёжность авиационного ЭП должна существенно превышать надёжность наземных ЭП, так как его отказ опасен. Надёжность зависит от качества разработки, изготовления, эксплуатации. В особо ответственных ЭП надёжность повышается с помощью холодного или горячего резерва.

2.  Для уменьшения массы и габаритов применяются двигатели с повышенной частотой вращения и повышенными электромагнитными нагрузками (n=10000…40000 об/мин). Повышение частоты связано с необходимостью применения высококачественных конструкционных материалов, точных подшипников, требуется точная балансировка якоря. Всё это усложняет технологию и стоимость. Используются редукторы с большим передаточным числом для согласования электродвигателя с исполнительным механизмом.

3.  Допустимая температура нагрева в 1,5…2 раза выше, чем у машин общего применения при тех же классах изоляции, что ведёт к уменьшению срока службы изоляции.

4.  Большинство ЭП имеют встроенные муфты (сцепления и торможения).

В зависимости от вида силового элемента ЭП делятся на ЭП с электромагнитным и электродвигательным приводом.

Электромагнитный привод отличается большим начальным и конечным усилиями, высоким быстродействием, простотой, малыми габаритами, отсутствием вращающихся и контактных устройств.

Недостатки: невозможность регулирования скорости перемещения якоря, сложность реверсирования и фиксирования промежуточных положений, большая масса и потребляемая мощность при больших усилиях.

Применяется лишь для привода исполнительных механизмов с малым перемещением, работающих по принципу включено – отключено (замки, краны, тормоза).

По структурной схеме ЭП делятся на два класса: разомкнутые и замкнутые.

Управление ЭП с разомкнутой структурной схемой осуществляется в триммерах, выпуск-уборка шасси, закрылков, предкрылков, системы запуска авиадвигателя.

ЭП с замкнутой структурной схемой имеют обратные связи, к ним относятся приводы с автоматическим регулированием частоты вращения, следящие приводы, приводы артиллерийских установок, регулирования тяги.

Вопрос36                  АВИАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ.

Применяются различные типы электродвигателей различающихся по принципу действия, роду тока, исполнению, мощности, частоте, способу охлаждения.

Двигатели постоянного тока:

·  коллекторные,

·  вентильные.

Двигатели переменного тока:

·  асинхронные трёхфазные с КЗ ротором,

·  асинхронные одно- и двухфазные с КЗ ротором,

·  асинхронные двухфазные с полым ротором,

·  синхронные,

·  гистерезисные,

·  волновые шаговые.

Наиболее распространены коллекторные двигатели постоянного тока и АД.

Коллекторные двигатели имеют следующие достоинства:

·  Хорошие пусковые характеристики,

·  Хорошие регулировочные характеристики,

·  Хорошие энергетические показатели,

·  Хорошие массогабаритные показатели.

Недостатки:

·  Пониженная надёжность,

·  Ограниченный ресурс и срок службы,

·  Ограничения в работе в условиях высотности, влажности, температуры, вибрации,

·  Пониженные эксплуатационные характеристики (контроль за работой щёточно-коллекторного узла).

Трёхфазные асинхронные двигатели. Плюсы АД.

·  Бесконтактность,

·  Высокая надёжность,

·  Большие ресурсы,

·  Просты по конструкции.

Минусы АД по сравнению с двигателями постоянного тока:

·  Плохие регулировочные характеристики,

·  Плохие пусковые характеристики,