Понятие, сущность, содержание, свойства и функции Конституции. Конституция РФ 1993 года. Действие Конституции, страница 9

В литературе выделяют некоторые признаки основ К-правового строя, как особого (в какой-то мере условного) института К-права, черты его :

1) Политико правовой характер этих норм.

2) Основопологающее и обобщающее значение основ К-строя.

3) Сжатость и концентрированность положений.

4) Особая устойчивость и осоюый порядок изменения.

Эта глава относится к числу тех глав которые на ряду со 2-ой и 9-ой, которые изменяются по особо сложной процедуре.

5) Юридическое верховенство, по отношению к отсальным положениям Конституции. Часть 2-ая ст.16.

Механизмы поддержки этого положения ограничены, более или менее прямо могут защищаться предписания нормы, а защита ценностей и принципов в итоге выльется в некоторую доктринально практико-оценочную деятельность.

Помимо деления на ценности рипнципы нормы, положения главы 1-ой принято делить на основы. Фактически это группироввка положений данной главы по сяерам, в которорых эти положения действуют, основы:

1) Политические (положения о демократии, разделении властей, форме правления республианской, форме устройства-федеративной и.т.д.)

2) Правовые основы К-строя- правовое государство, законность, конституционность, неприменение неопубликованного закона. Впринципе во многих истониках эти элементы обьединябтся в 1 политико-правовой.

3) Экономические основы- многообразие и равноправие форм собсвенности, свобода экономической деятельности и.т.д.

4) Социальные основы: охрана , материнство, отцовство, детство.

5) Идеолого духовные основы К-строя: это идеи о плюрализме, светского государства, отсутствие какой-то обязательной государственной идеологии.

В литературе не редко высказувается мнение о недоработке учредителя при написании данной главы К. Некоторые ощепризнанные современные К-идеи не нашли в главе отражения , например (апртийность, многопартийность государства иобщества в частности). Больше могло быбыть положений касающихся основ рыночной эконоимики, положений касающихся свободы идеологии.

Народовластие:

В К-России закреплен принцип согласно которому народ явялется итсоником власти. В соответствующей формулирвке речь идет о власти государственной и муниципальной которую приходиться обосновывать.

 Высшей формой народовластия объявлены свободные выборы и референдум.

Эти институты народовластия объявлены высшей формой поскольку ипользуются они по самой строгой направленной на принесение объективных результатов процедуре и по той причине что только при использовании данных институтов население может прямо принимать решение, а не доводить свое мнение до государственных органов.

Принятие решений сопровождает использование интистута так назваемого отзыва избранного лица и в какой-то степени импользование института собраний, ходов граждан (населения). В западнойи от чатсив отечественной литературе оценки референдума как интситута народовласти противоречивы, стречаются высказывания согласно оторым референдум вообще не относят к институтам прямой демократии, например его называют институтом полупрямой демократии. Это связано с тем что население не влияет на подготовку решений, голосует за что-то готовое. Особенно критически оценивается так называется плебесцитарный референдум- когда голосование проводится не за развернутый текст, а за некоторую идею по принципу да/нет.

На практик возник сложный вопрос относительно возможности оценки силы ("высшести") референдума и выборов. Фактически возник вопрос можно ли на референдум отменить решение принятое на выборах, например- отозвать выбранное лицо, расформировать выбранный орган.

1.10.08.

Теоретические проблемы о силе институтов непосредственной демократии. Возник в 1995 году. Дело в том что представительные органы субъектов федерации, после принятия Конституции были избраны в соответствии с указом президента на 2 года. В последствии президент издал указ о том то эти органы могут своим решением продлить полномочия еще на 2 года. Возник правовой конфликт. Большинство органов продлило этот срок. Возникла юридическая проблема, получилось что они ревизовали итоги выборов (граждане голосовали за 2-ух летний срок).

Были судебные споры на эту тему, но в целом вопрос был «замят». В последствии возникли споры по вопросу досрочного прекращения полномочий избранных органов. Снова ситуация ревизии голосования на выборах!!!

В законодательстве о референдуме были включены нормы, не допускающие проведение референдумов по вопросам о досрочном прекращении полномочий выборных органов.

Выборы сильнее референдума?!

Законодательство и практика исходят из различения референдума и голосования по так называемому отзыву. Отзыв считается самостоятельным институтом непосредственной демократии.

Однако К-суд своими актами существенно ограничил возможности использования института отзыва, по крайней мере для высших глав субъектов федераций и глав муниципальных образований.

К формам непосредственной демократии так относят: всенародное обсуждение- это информирование о проекте решения, сборы всевозможных мнений, отзывов; собрания- используеются в разных случаях чаще значимое на муниципальном уровне; публичное слашание- это специально организованные власть обсуждение решений; народный опрос- это выяснение мнения населения по какому-либо вопросу. По разному решается вопрос о природе опроса. В сегоднешнему муниципальном законодательстве зафиксировано положение согласно кторому опрос следует оценивать как юридический строгий институт. Перечень институтов непосредственной демократии открытый к ним иногда относят и митинги, шествия и.т.д.

Федеративное устройство России:

1)  Понятие и общая характеристика федеративного устройства России.

2)  К-статус РФ (РФ как суверенное государство и его Конституционно правовые признаки).

3)  К-статус субъектов РФ.

4)  Автономные округа в составе области.

Общая х-ка:

В последние годы учение о государственном устройстве существенно усложнилось, появилось много идей о разновидностях классических форм государственного устройства. Встречаются попытки обоснования новых форм государственного устройства, однако для практического оперирования действующим законодательством, достаточно классических представлений о государственном устройстве выработанных в 18-19 веках (США, Германия).