Эта проблема статуса округов, которые пребывают в составе других субъектов (областей). Этот вопрос требует специального обсуждения, однако само по себе вхождение в состав другого субъекта «снижает» статус входящего субъекта.
Государственные признаки субъектов РФ:
1) Наличие исключительной компетенции у субъектов федерации (ст.73 Конституции).
2) Наличие собственной Конституции (уставов) и законов.
3) Наличие собственных высших законодательных и исполнительных органов.
4) Возможность образования собственных судебных органов в виде конституционных, уставных судов.
9.10.08.
5) Наличие у субъектов элементов территориального верховенства (Границы между субъектами могут быть изменены только с их согласия).
6) Наличие у субъектов имущества относящейся к их государственной собственности.
7) Наличие у субъекта государственных символов.
8) Наличие известных полномочий в сфере международных отношений (с очень серьезными оговорками нужно говорить об этом).
Формально полномочия субъекта в РФ вытекают из ст.72 и 73, 76 Конституции РФ. Фактически сегодняшнее Российское законодательство регламентирует эти полномочия с помощью ФЗ- « Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ».
В этом законе под видом регулирования полномочий органов государственной власти, фактически отрегулировали полномочия и даже статус субъектов РФ.
В 1990-е годы предлагалось идея принятия так называемого федеративного кодекса, однако принятие такого акта не базировалось на положениях действующей Конституции. В 1990-е годы эта идея была отвергнута.
Первая редакция федерального закона- Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ» была краткой и предмет закона более или менее совпадал, с указанным в Конституции, однако в 2000-е годы этот закон опух до федеративного кодекса. С помощью этого закона для субъектов зарегламентировано все и вся.
В связи с тотальной регламентацией организации органов государственной власти, полномочий субъектов, имущественных, бюджетных отношений, возникла ситуация при которой субъекты РФ оказались лишены какой-либо учредительной власти.
Субъект федерации имеет свою конституцию и в полноценной «федерации» с помощью этого акта реализуются какие-то учредительные полномочия. В некоторых вопросах относящихся к предмету Конституционного регулирования, Конституции субъектов должны быть первичны, самостоятельны, независимы.
Автономные округа в составе других субъектов (области):
Автономные округа были образованы в 1930-31 годах, на территориях проживания коренного населения преимущественно малочисленных народов крайнего севера, исключением были только два Бурятских округа (Иркутская и Четинская области) и может быть Комепермятский округ (Пермская область).
Эти округа были созданы как считалось для организации государственного строительства на отсталых территориях. Автономные округа не получили административной самостоятельности, они включались в состав краев областей «полноценный» закон об автономных округах был принят только в 1980 году, реально округа были «районами, с некоторым национальным уклоном».
В момент заключения федеративного договора в 1992 году, возобладала точка зрения, согласно которой, округам следовало предоставить статус субъектов РФ. При этом не было принято официальных решений о том, что округа выходят из состава областей и краев. Лишь Чукотский автономный округ, односторонне объявил себя вышедшим из состава Магаданской области. Магаданская область попробовала оспорить это решение в Конституционном суде РФ, однако Конституционный суд пришел к выводу что автономные округа могут входить в РФ и в составе края области и непосредственно. При принятии Конституции 1993 года, некоторыми политиками и учеными была предпринята попытка отказа от этой конструкции «субъект в субъекте». Однако предложение не прошло.
Конституция провозгласила область в которую входит округ и сам округ равноправными образованиями. Не разрешимое даже с точки зрения логики противоречие, области пытались на основе того, что территория округа –э то и их территория и население округа – это и их население, утверждать, что полномочия органов области распространяются на округ; округа же утверждая что у них такие же полномочия как у области, говорили об отсутствии предмета деятельности, для органов области на территории округа.
Конституция предполагала урегулирование этих проблем с помощью двух юридических инструментов:
1) Специального федерального закона, об взаимоотношениях областей и округа.
2) С помощью соглашений между областью и округом.
Попытки принять закон провалились еще в 1990-е годы, округа предлагали проекты этого закона типа: «О ненападении и суверенитете округов».
Области предлагали закон типа: «О подчинении округов».
Далеко не во всех субъектах были заключены соглашения между областью и автономным округом, но в целом большинство этих соглашений, были соглашения «не о чем»: о консультациях, учете взаимных интересов, сотрудничестве, без какой-либо конкретики.
Лишь некоторые бесперспективные округа, заключали соглашения в соответствии с которыми признавались какие-то полномочия областных органов в отношении округов, другие округа «этих предателей клеймили».
Очень острыми отношения стали в середине 1990-х годов, Конституционный суд вынужден был обратиться к рассмотрению этого вопроса о взаимоотношениях округов с область края.
В 1997 года постановление в какой то мере выпустившее пар, но не решившее проблему по существу.
В постановлении фактически констатировался статус КВО, территория и население округов объявлялись территорией и населением области края (округа пытались это отрицать), но признавалась равностатусность округа и заявлялось, что область не может считать вхождение округа его поглощением. В практическом плане этим постановление предписывалось разве, что обязательность участия населения округов в областных выборах и референдумах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.