Распределение суверенитета: в различных государствах придреживаются разныхточек зрения- В Швейцарии субъекты федерации являются суверенными, а в РФ Конституционный суд официально отрицает суверенитет субъектов федерации.
Во многом объявление или необъявление субъекта федерации суверенным зависит от традиций сложившихся в данно государстве и от доктринального понимания суверенитета.
В некоторых доктринах (англосаксонской) суверенитет отождествляют с исключительными полномочиями, соответсвенно его можно признавать делимым, если же суверенитет объявлять верховенством и независимостью понятно, что субъекты федерации находятся в зависимом подчиненном положении, поэтому они априори не суверенны, соответственно предлагаюстя теории кооперативного и расщепленного суверенитета и теории единственного суверенитета. Встречаются и теории сепаратисткого суверенитета.
В литературе иногда выделяют и другие формы государственного устройства исторически изжишие себя формы.
Иногда по ошибке к формам государственного устройства относят конфнднрации, это все таки не единое государство а союз государств.
6.10.08.
В не которых источниках и сегодня конфедерации относят к формам государственного утсройства, хотя Еленик Георгий еще в 19 веке проонализировал эти вопросы и отметил, что конфедерация явялется не союзным государством а союзом сохраняющих свою самостоятельность госудасртв (примечание: эти проблемы обсуждались применително к так называемому второму рейху( 1871 год ), второй рейх имел сложную природу; соединял в себе черты и федерации и конфедерации.)
Сравнительные признаки федерации и конфедерации:
Федерация:
1) широкие полномочия центра, относительно узкие субъектов;
2) есть союзная экзекуция;
3) У субъектов обычно нет права выхода (все цессии).
4) У субъекта федерации нет права нуллификации федеральных актов.
5) Субъекты если и являются участниками международных отношений, то по узкому кругу вопросов.
6) Есть конституция и развитое федеральное законодательство
Конфедерация:
1) относительно узкие полномочия центра, обширные полномочия субъектов.
2) Обычно нет союзной экзекуции, конфедерация не может принуждать субъектов.
3) Субъекты имеют право выхода .
4) Субъекты конфедерации обычно имеют право нуллификации конфедеративных актов.
5) Отсутствует едина конституция, конфедеральное законодательство относительно не развито.
Современная жизнь «подкидывает» сложные теоретико-практические задач. В Европе ведутся споры о природе Европейского союза. Эта организация приобретает не малое количество черт федерального объединения, это активизирует теоретический поиск и заставляет модернизировать существующие теории.
Особенности России как федеративного государства:
Россия как считается до революции представляла собою форму которую можно называть не классической империей. Эта не классичность по сравнению с имевшимися империями проявлялась в следующем:
1) Не было территориально оторванных заморских частей.
2) Подавляющее большинство территории было включено в Россию путем так называемого добровольного вхождения.
3) Не было в этой империи классического деления на метрополию и колонии. Национальные окраины фактически находились по целому ряду моментов в привилегированном положении по отношению к так называемой метрополии – Русской территории, которую заселяли согласно тогдашней официальной идеологии, русские или росы их образовывали великороссы, белороссы и малороссы.
В пред революционные и после революционные годы существовало много проектов модернизации государственного устройства. В России какая- то часть ученых и практиков придерживалась идеи преобразования России в федеративное государство.
В какой- то момент идеи федерализации были поддержаны большевиками (изначально большевики были противниками этого) официально считалось что со стороны большевиков это был вынужденный шаг, поскольку в противном случае, Россия могла бы не сохранить единство. Сложно однозначно оценивать.
Россия была провозглашена федерацией в январе 1918 года.
Никаких ни теоретически , ни практических идей относительно того что должна собой представлять федерация не было. Достаточно сослаться на интервью главного большевистского специалиста по национальным вопросам (Сталина) данное весной 1918 года, он назвал будущими субъектами Российской федерации: Финляндию, Польшу и Сибирь.
Весной 1918 года на территории РСФСР стали возникать так называемые автономные республики и трудовые коммуны (это форма вскоре изжила себя, в литературе оценивается как некий прообраз позднейших автономных областей). Считается что процесс образования этих республик и коммун шел все таки сверху, они образовывались актами Российских властей.
Постепенно РСФСР сформировалась как сложное образование в состав которого входили автономные республики, автономные области, автономные округа, края и города республиканского подчинения.
В теории того времени не было достигнуто единства по вопросу о субъектах РФ. Некоторые такими считали только автономные республики, другие и автономные области, третьи и автономные округа.
Выдвигалась и сверх оригинальная теория согласно которой РФ- это федерация в которой автономные образования объединены с территориальными русскими образованиями последних(этих территориальных образований), представляет сама РСФСР.
Реформа была проведена в начале 1992 года, избрана модель при которой все перечисленные территории были объявлены субъектами РФ, по смыслу договора 1992 года (по сути 3-х договоров), не совсем равноправными- по статусам. В Конституции РФ 1993 года, субъекты были объявлены более или менее равноправными.
Сегодняшняя РФ с учетом ее состояния и истории обладает рядом отличительных черт, это черты которые имеются у небольшого количества государств:
1) Считается, что федерация именно как федеративное государство была провозглашена (возникла) до образования своих субъектов и в последующем образовывала этих субъектов своими актами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.