2) Ограничение прав и свобод возможно лишь с целью защиты некоторых перечисленных в Конституции ценностей. В каких условиях приоритетным считать право личности, а каких эти ценности (с учетом ст.2 и ст.55, есть что-то ценнее ценного!!!).
Возникла теоретическая проблема в связи с тем как положения об ограничении изложены в Конституции-РФ. В зарубежном международном законодательстве и актах, сформулировано правило о не ограничении некоторых прав и свобод абсолютно. Формально формулировка части 3 ст.55 этой идеи не придерживается.
Можно говорить о небрежности авторов К-текса ,дело в том что в ст.56 приводится перечень неограниченных в условиях ЧП прав и свобод. Систематическое истолкование 55 и 56 статей приведет нас либо к абсурдному выводу, что при ЧП какие- то права не ограничиваются, а в обычном положении они ограничиваться могут. Либо к выводу о том ,что если не ограничиваются в ЧП положении, тем более не должны ограничиваться в обычном положении.
Вообще западная теория в вопросах ограничения прав исходит из идеи изначальной их неограниченности, поэтому в вопросе об ограничениях упор делается на идею "ограничения ограничений" т.е. ограничений должно быть меньше, они не должны быть жесткими. Российская практика выходит из идеи наличие у лица прав в том объеме в котором они закреплены в текущем законодательстве. Момент ограничения прав нашими юристами просто "не улавливается".
Форм ограничений прав и свобод много, например:
1) Субъектное ограничение- объем прав и свобод каких-то лиц может быть законом ограничен по сравнению с объемом прав иных лиц.
В некоторых случаях ограничение выливается в заужение условий или усложнение процедур реализации (любимая чиновничья фраза: "право имеете, но принесите справочку").
2)Есть варианты ограничения связанные с местом, на особых территориях, зонах могут ограничиваться определенные права граждан.
3)Есть ограничение прав вытекающее из работы.
Статус иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев (изучать самому).
Основы К-строя:
1) Понятия признаки и структура (элементы основ К-строя).
2) Народовластие: понятие, формы, значение.
3) Политические и правовые основы К-строя.
4) Экономические, социальные и духовные основы К-строя.
Зарубежная как в прочем и отечественное Конституционное законодательство оперирует понятиями: строй, устройство с добавлением таких определений как- общественный, политический, государственный.
Фиксация этих понятий в Конституционном законодательстве есть результат эволюции К-права. Первые Конституции были посвящены лишь вопросам организации государственной власти и регулированию прав и свобод. В более поздних же Конституциях стал фиксироваться нормативны материал имеющий более общее для государства в целом значение. В Конституциях появились главы отдаленно напоминающие так называемые общие части кодексов. В этих главах стали фиксироваться самые принципиальные, общие, абстрактные нормативные идеи. Совокупность указанных норм получила свое теоретическое осмысление, появились рассуждения о том что в К-праве существует специальный институт который должен получить свое наименование, общая логика теоретических размышлений:
1) Общественный строй- совокупность всех общественных отношений.
2) Государственный строй- это совокупность всех отношений связанных с государством.
В Румянсовском проекте Конституции-РФ (1991-93 годы) вводную главу даже предлагалось назвать гражданское общество.
29.09.08.
Основы К-строя:
К-строй толкуется как та часть государственного(а сегодня и общественного строя) которое подвергается К-регулированию.
Сегодня пояните К-строй не редко употреблятется в двух связанных но все таки различающихс : с одной стороны К-строй- это регулируемое общественное отношение; с другой -строй- это особая группа К-правовых норм, которая образует более или менее заврешонную систему, коорая позволяет рассматривать К-строй в качестве особого института К-права.
На первом этапе развития национальног К-законодательства в качестве предмета К рассматривались только государственный строй включая права и свободы личности как показатель взаимоотношения с государтсвом, в более поздний период как считалось в советских научных источниках во многом под влиянием Советского К-опыта, в К- стали регулирвоаться и моменты относящиеся к гражданскому обществу, правда сегодня доля таких предписаний в национальных К- различна.
1- ая глава К-Россси именуется: основы К-строя; Получается что в этой галве по логике учредителя сконцентрированы важнейшие принципиальнейшие нормативные положения, выступающие своеобразныя"ядром ядра".
В 1-ой главе сконцентрированы особые(специфические) положения.
Румянцев- в данной главе сконецентриоованы предписаняи которые можно определить как:
а) К- ценности- это положения неимеющие нормативных границ, их можно определять как некие целиЮ идеалы, на которые должно ориентироваться общесмтво и государство: социальное государство, демократия, правовое государство, равенство, свобода; при этом нельяз утверждать что ценности совершенно лишены регулирующего смысла, нормы должны формулироваться и приминяться в соответствии с этими ценностями.
б) Положения принципы- это положения более конкретные по сравнени с ценностями, хотя и их нормативные границы отнасительно размыты, в каком-то смысле принципы являются конкретизацией ценнсотей, например: ценность демократия, а принцип выборность, как основопологающая идея строения государственного аппарата.
Ценность праввовое государство, а принцип разделение властей, однако само по себе разделение властей может принимать различные формы, хотя ответить на вопрос о наличии отсутсвии разделоения властей не сколько проще, чем на вопрос о наличииили отсутствии демократии, однако рассуждения на эту тему отсаются в области теоретических и прикладных оценок.
Оданко в этой же главе сформулировано положение 3-его порядка, сосбвенно предписания (или нормы). Например: встаки к нормамм отсносится положение о неприменении неопубликованных законов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.