2) Федерация основана законе Конституции исторически. Попытка преобразования ее в договорную федерации в 1992 году, не получили логического завершения поскольку Конституция 1993 года объявила федеративный договор подчиненным себе актом.
3) Часть субъектов федераций образована по национальному территориальному признаку, часть по исключительно территориальному.
4) Разнообразие субъектов РФ. Большое разнообразие субъектов РФ .
5) Асимметричность федерации при формально провозглашенной равностатусности, сейчас реально у республик больше Конституционных прав, у автономных округов в составе других субъектов (осталось всего 3 таких округа: 2 в Тюменской области, 1 в Архангельском).
6) РФ с элементами «матрешки» - конструкция субъект в субъекте.
7) РФ федерация во многом атрибутивно терминологическая накладывающееся на сильно централизованное государство.
В научной литературе времен РСФСР считали нужным обосновывать такой признак федерации как вхождение субъектов в нее, но не состояние в ней. По смыслу формулировок действующей Конституции скорее наоборот, может быть в этом есть практический смысл это терминологическое исключение права си- цессии (вошедший, имеет право и выйти).
8.10.08.
РФ провозглашено была в 1918 году, однако как самостоятельное государство она прекратила свое существование с образованием СССР (1922 год).
РСФСР получал статус так называемой союзной республики как и Украина, Белоруссия.
В СССР с годами у РФ сложился специфический статус формально как и другие республики она именовалась суверенной и у союзных республик и у РСФСР было право выхода из состава СССР, однако фактически у РСФСР не было своего республиканского имущества, государственное имущество на территории России считалось принадлежавшим территории РСФСР. В РСФСР не создавались многие министерства и ведомства имевшиеся в других союзных республиках. На территории России функционировали министерства и ведомства СССР.
У России не было в отличии от других республик своей академии наук, и.т.д.
Поэтому в период поздней перестройки по началу вновь сформированные Российские органы, прежде всего съезд народных депутатов, поставил вопрос о равноправии России, хотя бы о создании российского телевидения.
Этот процесс привел в конце концов к принятию съездом в июне 1990 года декларации о государственном суверенитете РСФСР. Однако в декларации еще не ставился вопрос о выходе из СССР, хотя обозначались претензии на те полномочия которых Россия не имела.
Советский союз СССР «трещал по швам», союзные лидеры пытались его подновить и сохранить, лидеры России предлагали форму будущего объединения, переходную к конфедеративной.
Фактически на протяжении 1990-91 года РСФСР отщипывала суверенные полномочия о СССР, точка в истории СССР была поставлена так называемыми Беловежскими соглашениями (декабрь 1991 года).
В начале 1992 года официальное название было изменено РСФСР превратилось РФ.
В Конституции закреплены следующие К- правовые признаки РФ как суверенного государства:
1) Всеобъемлющая компетенция- в том числе компетенция так называемого учредительного характера т.е. Россия сама определяет основы своей государственно, общественной жизни.
2) Наличие у России своей конституции и своих законов, которые на территории России обладают юридическим верховенством.
3) Территориальная целостность государства, неприкосновенность границ.
4) Полный набор государственных органов, всех типов от парламента до судов и прокуратуры.
5) Наличие у России своего гражданства.
6) Полноправное участие России в международных отношениях- полномочия распространяются даже на объявление войны и мира.
7) Наличие государственной (федеральной) собственности.
8) Самостоятельный бюджет, денежная и кредитная системы (самостоятельная эмиссия денег производится).
9) Наличие собственных вооруженных сил.
10) Наличие собственного государственного языка.
11) Символы государственной власти (флаг, герб и гимн). Необходимо освоить соответствующие федеральные и конституционные законы и усвоить их логику с учетом того, что законы о символах всегда состоят из двух частей:
А) Описание этого символа
Б) Порядок использования
12) Наличие столицы в России.
Предметы ведения и полномочия РФ на конституционном уровне урегулированы в ст.71, 72, 76.
Практика пошла по пути расширения полномочий РФ по сравнению с тем, как они закреплены в Конституции. Конституционный суд в целом эти процессы поддерживает и от части вдохновляет, субъекты федерации не редко оспаривали федеральные акты в связи с тем, что по их мнению РФ вышла за пределы своих полномочий, но очень редко получали поддержку в Конституционном суде.
Конституционный статус субъектов РФ:
Некоторые положения касающиеся статуса РФ изложены в первой главе Конституции, большинство положений о статусе субъектов изложено в третьей главе Конституции. Фрагментарно упоминавшие о субъектах РФ встречаются и в других главах Конституции.
Перечень субъектов указан в ст.65 Конституции, они там сгруппированы по видам, а внутри видовых групп перечислены по алфавиту.
Последние возникшие субъекты РФ, это результат распада дву - национальной Чечено-Ингушской республики.
Конституция провозгласила равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с РФ, однако сама Конституция предусматривает положения, которые могут трактоваться, как свидетельствующие о неравенстве статусов субъектов. Республики имеют следующие элементы статуса «возвышающие их над другими субъектами»:
1) Республики в К именуются государствами, в отличии от других субъектов.
2) Республики имеют конституцию в то время как другие субъекты устав.
3) В республиках может быть свой государственный язык или даже несколько языков, правда на ряду с Русским.
Особенности статуса автономных округов проявляются в том, что К- допускает принятие об этих субъектах специальных федеральных законов.
Ни критично была воспроизведена советская Конституционная идея, таких законов пока не принято и сами данные субъекты должны к этой идее относится скорее неодобрительно (принижение статуса).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.