Понятие, сущность, содержание, свойства и функции Конституции. Конституция РФ 1993 года. Действие Конституции, страница 10

В теории о организации власти в территориальном разрезе, можно говорить по крайней мере в 2-ух аспектах:

1)  Политико-социально-экономический. При таком анализе распределения власти в государстве оперирует понятиями централизованное, децентрализованное государство. Централизованное государство- это то где реальные полномочия сконцентрированы в руках центральных органов. Децентрализованное государство- это государства в которых существенный объем экономических, ресурсных и сугубо-управленческих прав передан на субнациональный уровень и осуществляют эти права органы относительно самостоятельные по отношению к центральным органам. Декоцентрация- это перенос власти на низовые территориальные уровни , но не зависимым структурам, а агентам наместникам центральной власти.

2)  В юридическом плане распределение власти между центром и территориями обозначается в иных парных категориях, а именно в категориях унитарное и федеративное государство. В данном случае речь идет о наличии либо отсутствии у территории (регионов), неких государственных атрибутов, если эти атрибуты в каком-то наборе присутствуют государство в целом считается федеративным, если этих атрибутов нет оно считается унитарным.

Оперирование категориями унинатрноеи федеративное государство – это работа формально юридической плоскости в сфере К-права, с помощью этих категорий не всегда возможно определить степень централизованности или децентрализованности государства.

2.10.08.

Теоретически енекорректным выглядит выражение централизованная федерация как и децентрализованная, потому-что здесь соединяются (в этом выражении) понятия лежащие в разных плосткостях, их соеденять возможно, но надо понимать, что этим словосочетанием передаются разные характеристики государств. Абсолютно неверным являлось бы выражнеие "централищованное до степени унитразима федерация".

В литературе встречаются попытки обосновать различия между федеративным и унитарным государством. Встречаются очень короткие "сущностные определения"

униартное государство- это то территория котрого делится на адменитраинвно-территориальные еденицы, а федеративное -это государство территория которго делится на государтсва (государство подобные образования). В псоледнем случае подчеркиваетс,что так называемые субъекты федерации несколько не дотягивают по своим признакам до полноценных государств, но это теория, на практике в К-разлиныхх гоудартв, субъекты федераций могут и называться государствами и не называться. В Российской Конституции предпринят оригинальный ход, республики назвваны государствами, природа же прочих равноправных субъектов РФ Конституционно вообще не определена.

Возниакет резонный вопрос а чем же АТЕ оличается от СФ (субъекта федерации): в теории предлагается перечень пизнаков или критериев с помощью которых, можно отличить субъекта федерации от административно терроиториальной еденицы. (самому)

Не все государства официально называющие себя фдеративными имеют все перечисленные признаки.

Например: в немалом числе федераций нет гражданства субъектов. Поэтому всеткаи отделение унитарного государства от федерации остается актом некой теоретической оценки, пытаются в литературе выделить какой-то базовый критерий отделения федераций от унитарного государства; Например предлагает считать, что федерация есть политическое образование, а АТЕ сугубо административное образование. Суть политичности видять в наличии Конституции у субъектов федерации и законов, это считается показателем способности субъекта федерации осуществлять в какой-то степени самостоятельную политику.

Другие усматривают эту политичность в наличии так называемой исключительной компетенции субъекта федерации; например в Германии распространена точка зрения, что администратино территориальная еденица превращается в субъекта федерации если она имеет собственные государственные органы, всех трех так называемых ветвей власти, нередко в государствах именующих себе федеративными могут отсутствоать суды федерации.

Решающим признаком позволяющим отличить АТЕ от СФ является то, что у субъекта федерации есть К-признанная возможность участвовать в решени вопросов федеральной компетенции.

У АТЕ таких гарантий нет.

В последние годы прдлагают более сложное деление государств с точки зрения государственного утсройства. В сегодняшней Европе сформированы государства которые по своим признакам можно назвать "недофедерациями". Территории этих государств имеют некотоые признаки субъектов федераций, но не все некторые же из этих признаков "неполноценны": нпример- эти территории имеют акты в статусе законов,а соственной конституции не имеют, либо даже и имеют какое-то подобие Конституции, но сами их принимать не могут. Эти Конституции для них принимаются федеральными органами. Такие сверхунитарные, но недофедеральные государства часто называют региональными или религионалистскими.

Фактически идеи о промежуточной между унитарным государством и федерацией форме высказывалисьв литературе еще в 19 веке, в соответствующих источниках предлагали выделять так называемые автономии, как территории с правами большими чем обычные АТЕ, но меньшими чем СФ.

Для федерации существенный теоретические и политические последствия имеют о:

1) Юридической основе федерации.

2) О распеределнии суверенитетов федерации.

С точки зрения основы федерации выделяют федерации оснвоанные на :

а) договоре

б) на конституции (законе).

Федерации основаныне на союзе считаются основанными снизу. Федерации оснвоаныне на законе - это федерации основаныне сверху (актом Конституции самой федерации).

В РФ исторически возникла сверху, однако в заключении федеративных договоров 1992 года позволила субъектам федерации, прежде всего республикам, заявлять что федерация преобразована в договорную. В действующей Конституции 1993 года, сама Коннституция признана приоритетным актом к действующему договру. Сегодня утвержадется что Российская Федерация является Конституционной (по крайней мере Конституционно договорная).