Ни одна система технического обслуживания и ремонта, какой бы эффективной она не была, не в состоянии полностью устранить последствия физического и морального износа, но признана значительно сократить темпы их развития и, тем самым, обеспечить работоспособное состояние вагона в течении его нормального срока службы.
Основным назначением СТОИРВ-ГР должно явиться максимальное сокращение количества внезапных отказов вагонов в процессе их использования за счет соответствующих предупредительных мер в виде контроля, обслуживания и ремонта. Однако, эти меры эффективны только в том случае, если обеспечивается достаточно близкое соответствие планируемых мер и реальной необходимости в них.
При разработке новой системы технического обслуживания и ремонта должны преследоваться три основные цели:
1. оптимизация затрат трудовых, материальных, энергетических, финансовых ресурсов на техническое обслуживание и ремонт;
2. обеспечение максимального уровня готовности вагонов к работе;
3. ритмичное обеспечение объектами ремонта вагоноремонтной базы.
При переходе на систему СТОИРВ-ГР в конце 1999 года депо были поставлены в очень сложное положение с обеспечением объектами для ремонта. Так, межремонтный срок вагонов, участвующих в эксперименте по пробегу, изменился с одного года до двух лет между ремонтами, а фактический пробег, более интенсивно используемых полувагонов, составляет за год в среднем 80-90 тысяч километров. Поступление их в ремонт ожидалось только в середине первого квартала 2000 года. Если взять для сравнения парк крытых вагонов, то по полученным мною, данным по справке 26/2, номера трех крытых вагонов были взяты в эксплуатации со сроком от последнего ремонта около года, показали пробеги 56, 47 и 51 тыс. километров. Следовательно, можно сделать вывод, что первые крытые вагоны, участвующие в эксперименте могут поступить в деповской ремонт приблизительно в четвертом квартале 2000 года.
Учитывая отсутствие не только на отечественных дорогах, но и зарубежном, опыта построения и эксплуатации подобных систем, на первом этапе разработки системы необходимо ограничиться включением в комбинированный критерий двух факторов – календарной продолжительности эксплуатации и суммарного пробега (груженого плюс порожнего) в эксплуатации. В дальнейших разработках этот критерий должен совершенствоваться с тем, чтобы учитывать всю совокупность внешних разрушающих факторов, влияющих на уровень физического износа вагона.
Необходимым условием реализации комбинированного критерия является создание и формирование принципиально новой информационно-справочной базы данных об использовании вагонного парка, которая позволит реализовать параметры системы ремонта с учетом фактической интенсивности эксплуатации вагонов в реальном масштабе времени.
Более подробно система СТОИРВ-ГР будет рассмотрена ниже.
1.2 Организация планово-предупредительного ремонта грузовых вагонов
В целях улучшения технического состояния грузовых вагонов и, прежде всего, цистерн и полувагонов, создания за счет этого дополнительных погрузочных ресурсов МПС России, был введен приказ 7-ЦЗ с 1 января 1996 г. о сроках проведения деповского и капитального ремонтов грузовых вагонов.
Перед постановкой вагонов в плановый ремонт через информационно-вычислительные центры железных дорог производилась обязательная проверка правильности нанесения на вагоны номеров и кодов принадлежности вагонов /2/.
Установилась следующая система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, предусматривающая:
- техническое обслуживание (ТО) вагонов, находящихся в сформированных составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепок их от состава или группы вагонов;
- текущий ремонт (ТР-1) порожних вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей на специализированные пути;
- текущий ремонт (ТР-2) вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов;
- деповской ремонт (ДР) вагонов для восстановления их работоспособности с заменой или ремонтом отдельных узлов и деталей;
- капитальный ремонт (КР) – вагонов для восстановления ресурса вагонов наиболее близкому к полному.
Данные о произведенном плановом ремонте по каждому вагону, в том числе и собственному с восьмизначной нумерацией, имеющему право выхода на пути общего пользования, ежесуточно направлялись в установленном порядке в главный вычислительный центр МПС России.
Не допускалась досрочная подача вагонов в плановые виды ремонтов на заводы и в депо. В первую очередь подавались в ремонт вагоны с просроченным сроком ремонта.
Грузовые вагоны имеющие повышенный износ, с не истекшим сроком капитального ремонта, отправлялись на завод или вагонное депо с разрешения вагонного хозяйства по запросу начальника службы вагонного хозяйства железной дороги после составления акта, подтверждающего необходимость ремонта. Поврежденные вагоны, на которые оформлены акты формы ВУ-25, направлялись для капитального ремонта на заводы только после согласования с Главным управлением вагонного хозяйства.
Повысилась действенность рекламационной работы с тем, чтобы ни один случай выхода из строя вагона по вине ремонтных предприятий в период гарантийного срока после производства капитального или деповского ремонта не оставался без расследования и принятия соответствующих мер.
Принимались меры по повышению качества производства плановых видов ремонта грузовых вагонов за счет внедрения более совершенных технологий на основе достижений науки и техники, а также дальнейшего развития мощностей по ремонту вагонов в депо и на заводах.
Приказ МПС СССР от 19января 1990 г. №4Ц «О введении новой периодичности плановых видов ремонта грузовых вагонов» с 18 декабря 1995 г. считать не действующим в системе МПС России.
Сроки проведения деповского и капитального видов ремонта грузовых вагонов, курсирующих по путям общего пользования, в годах, приведены в таблице 1.1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.