Анализ прибыли и рентабельности проводится в следующей последовательности:
- во-первых, оценивается состояние прибыли и рентабельности за отчетный период и в динамике;
- во-вторых, проводится факторный анализ прибыли;
- в-третьих, оценивается состояние и динамика показателей рентабельности, проводится их факторный анализ;
- в-четвертых, на базе проведенного анализа выявляются резервы и пути повышения прибыли и рентабельности торговой деятельности.
Основными факторами, влияющими на прибыль и рентабельность, являются следующие:
1) Объем розничного товарооборота.
Механизм влияния данного фактора в том, что при увеличении объема розничного товарооборота растет и прибыль и, как следствие, повышается уровень рентабельности. Влияние изменения объема розничного товарооборота рассчитывается по формуле:
Δ Прто = (РТО1-РТОо) * Рпро / 100, (1.23)
где Δ Прто — изменение суммы прибыли за счет изменения розничного товарооборота;
РТО1 — розничный товарооборот отчетного периода;
РТОо — розничный товарооборот базисного периода;
Рпро — рентабельность продаж базисного периода.
2) Уровень доходов от реализации.
Влияние изменения уровня доходов от реализации рассчитывается по формуле:
Δ Прд’ = (Д’1-Д’о) *РТО1 / 100, (1.24)
где Δ Прд’ — изменение суммы прибыли за счет изменения уровня доходов от реализации;
Д’о — уровень доходов от реализации базисного периода;
Д’1 — уровень доходов от реализации отчетного периода.
3) Уровень расходов на реализацию товаров. Механизм влияния данного фактора состоит в том, что экономия текущих затрат при неизменном влиянии прочих факторов является резервом роста прибыли и рентабельности. Влияние указанного фактора осуществляется по формуле:
Δ Пр ррт’ =(РРТ’1 –РРТ’о)*РТО1/100, (1.25)
где Δ Пр ррт’ — изменение суммы прибыли за счет изменения уровня расходов на реализацию товаров;
РРТ’0, РРТ’1 — уровень расходов на реализацию товаров в базисном и отчетном периодах соответственно.
4) Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов. Положительный результат увеличивает прибыль организации, отрицательный — уменьшает и расчет осуществляется таким образом:
Прс = Од – Ор, (1.26)
где Пс — изменение суммы прибыли за счет прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов;
Од — операционные доходы;
Ор — операционные расходы.
5) Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов. Расчет аналогичен предыдущему.
Также на размер прибыли и уровень рентабельности оказывают немаловажное влияние производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, уровень цен и другие факторы.
Основными факторами, влияющими на рентабельность, являются размер полученной прибыли и сумма розничного товарооборота. Расчет влияния этих факторов производится методом цепных подстановок:
Рпр = Пр / РТО * 100, (1.27)
где Рпр — рентабельность продаж;
Пр — прибыль от реализации;
РТО — розничный товарооборот.
Расчет влияния изменения суммы полученной прибыли осуществляется:
Рпр= Пр1 * 100 / РТО1 – Про * 100 / РТО1, (1.28)
где Рпр – изменение рентабельности за счет изменения суммы полученной прибыли;
Пр1, Про – прибыль от реализации отчетного и базисного периода соответственно;
РТО1 – розничный товарооборот отчетного периода.
Изменение рентабельности за счет изменения розничного товарооборота:
Рпр рто = Пр0 * 100 / РТО1 – Про * 100 / РТОо, (1.29)
где Рпр рто – изменение рентабельности за счет изменения розничного товарооборота;
РТОо – розничный товарооборот базисного периода.
В условиях рыночной конкуренции при проведении экономического анализа прибыли и рентабельности торговой деятельности необходимо:
- провести сравнение показателей прибыли и рентабельности со среднерыночными показателями на различных уровнях;
- сравнить показатели прибыли и рентабельности с аналогичными показателями организаций-конкурентов;
- сравнить показатели прибыли и рентабельности с нормативными их значениями.
Таким образом, в итогах этой главы можно говорить о том, что анализ розничного товарооборота и прибыли — это не только изучение и пересчет имеющихся данных, но также их сравнение с результатами, полученными в предыдущих периодах.
Однако и сравнение не является основной задачей анализа. Основным является анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот и прибыль, а также выявление их взаимосвязей.
В целом по главе в заключение стоит сказать, что и розничный товарооборот, и прибыль имеют “глубинную” взаимосвязь, не только происходящую из нумерологии, но и из философии: розничный товарооборот — является основным объемным показателем, прибыль же, — основным финансовым результатом.
2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И ПРИБЫЛИ ТОРГОВЛИ КИРОВСКОГО РАЙПО ЗА 2002 — 2004 ГГ.
2.1. Социально-экономическая характеристика района и
объема деятельности Кировского райпо
Кировский район расположен на юго-западе Могилевской области. Образован 12 февраля 1935 года. Занимает площадь 1.3 тыс.кв.км. Расстояние от г. Кировска до областного центра 100 км. На территории района расположены 123 населенных пункта, объединенных в 9 Сельских Советов, 11 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 1 совхоз, 1 дочернее унитарное сельскохозяйственное предприятие «Шинник», 21 фермерское хозяйство.
На территории района размещены 6 промышленных организаций: маслодельный завод, льнозавод, консервный завод, комбинат кооперативной промышленности, райагропромтехснаб и структурное подразделение унитарного предприятия «Ольса» г. Могилева.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.