Розничный товарооборот и прибыль: комплексный анализ и пути их увеличения (на материалах Кировского райпо), страница 3

      1. Неуклонный рост его объема (как в действующих,  так и в сопоставимых ценах).

      2. Сокращение удельного веса непродовольственных товаров (с 21.5 % до 19,7 % за период 2003 – 2004 гг.).

      3. Снижение удельного веса товарооборота потребительской кооперации в товарообороте республики (с 33 % до 16,4 % за период 2003 – 2004 гг.).

       Изменение розничного товарооборота по Белкоопсоюзу представлено в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1 

Динамика розничного товарооборота потребительской кооперации в разрезе облпотребсоюзов за 2002-2004 гг.

Облпотребсоюзы

Годы

2004  в % к

2002

2003

2004

2002

2003

Брестский

232061

306040

344921,4

148,6

112,7

Витебский

203500

261507

305087,7

149,9

116,7

Гомельский

180641

256261

296970,0

164,4

114,1

Гродненский

133741

185715

211825,4

158,4

114,1

Минский

256012

332447

384470,0

150,2

115,7

Могилевский

144627

184836

220071,5

152,2

119,1

Белкоопсоюз

1161971

1541042

1781533,0

153,3

115,6

      Данные таблицы 1.1.1 показывают, что за период с 2002 года по 2004 год по системе потребительской кооперации наблюдается увеличение объема розничного товарооборота как в целом по Белкоопсоюзу, так и отдельно по каждому облпотребсоюзу.

      Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.

      Взаимосвязь розничного товарооборота и прибыли проявляется в следующем: розничный товарооборот, являясь основным объемным показателем деятельности торговых организаций, одновременно влияет на показатели деятельности, в том числе и прибыль как конечный результат работы торговой организации.

      Прибыль — это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства и передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров и закрепляемого за торговой организацией.

      Розничный товарооборот и прибыль играют исключительно важную роль в экономической жизни любого общества. Только после реализации товаров (а это находит отражение в показателе розничного товарооборота) возмещаются все затраты, связанные с производством и реализацией товара, и процесс воспроизводства может осуществляться на новой основе.

      При реализации товаров непосредственно населению, согласно его покупательной способности, решается социальная задача удовлетворения потребностей потребителей в товарах народного потребления. Реализовав товары непосредственно покупателям, торговые организации имеют возможность получить прибыль, которая является источником расширенного воспроизводства и социального развития коллектива.

      Максимизация прибыли — основная цель деятельности любой торговой организации.

      Прибыль в обобщенном виде отражает результаты хозяйственно-финансовой деятельности торговой организации, эффективность затрат живого и овеществленного труда. Она служит важной экономической характеристикой эффективности работы хозрасчетных торговых организаций.

      Прибыль торговой организации — важнейший финансовый показатель деятельности.

      Так, в условиях рыночной экономики возрастает роль и значение показателей прибыли для каждого субъекта хозяйствования в торговой отрасли, что в конечном итоге повышает весомость хозрасчетных отношений, как в сфере материального производства, так и в торговле.

      Прибыль как экономическая категория — один из показателей эффекта торговой деятельности. Прибыль является частью стоимости прибавочного продукта, созданного в сфере материального производства и частично в торговле (производительным трудом, связанным с продолжением процесса производства в сфере обращения).

      В условиях рыночных отношений прибыль выполняет следующие функции:

      1. Ожидаемая прибыль служит основой принятия инвестиционных решений.

      2. Полученная прибыль — измеритель результатов хозяйственной деятельности организации.

      3. Часть полученной прибыли организации — источник самофинансирования в торговле. Возможности самофинансирования определяются 2-мя компонентами: амортизационными отчислениями, прибылью.

      4. Часть прибыли может быть использована в качестве выплаты вознаграждений на вложенный капитал.

      Согласно действующим формам бухгалтерской и статистической отчетности в Республике Беларусь различают следующие виды прибыли:

      1. Прибыль от реализации товаров, которая формируется за счет операций по реализации товаров и рассчитывается как разница между доходами торговой организации от реализации товаров за минусом отчислений, производимых от доходов, и расходами на реализацию товаров.

      2. Прибыль отчетного периода рассчитывается путем увеличения прибыли от реализации товаров на операционные доходы и внереализационные доходы и уменьшения на сумму операционных и внереализационных расходов.

      3. Чистая прибыль — прибыль отчетного периода после уплаты налогов и неналоговых платежей и внутрихозяйственных отчислений, производимых за счет прибыли в вышестоящие организации.

      4. Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, с которой торговые организации платят налог на прибыль по ставке 24 %. Она рассчитывается как разница между прибылью отчетного периода, налогом на недвижимость и льготируемой прибылью.

      5. Прибыль для формирования фондов — чистая прибыль за минусом всех видов отчислений и платежей, производимых из прибыли.