1. Неуклонный рост его объема (как в действующих, так и в сопоставимых ценах).
2. Сокращение удельного веса непродовольственных товаров (с 21.5 % до 19,7 % за период 2003 – 2004 гг.).
3. Снижение удельного веса товарооборота потребительской кооперации в товарообороте республики (с 33 % до 16,4 % за период 2003 – 2004 гг.).
Изменение розничного товарооборота по Белкоопсоюзу представлено в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1
Динамика розничного товарооборота потребительской кооперации в разрезе облпотребсоюзов за 2002-2004 гг.
Облпотребсоюзы |
Годы |
2004 в % к |
|||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
|
Брестский |
232061 |
306040 |
344921,4 |
148,6 |
112,7 |
Витебский |
203500 |
261507 |
305087,7 |
149,9 |
116,7 |
Гомельский |
180641 |
256261 |
296970,0 |
164,4 |
114,1 |
Гродненский |
133741 |
185715 |
211825,4 |
158,4 |
114,1 |
Минский |
256012 |
332447 |
384470,0 |
150,2 |
115,7 |
Могилевский |
144627 |
184836 |
220071,5 |
152,2 |
119,1 |
Белкоопсоюз |
1161971 |
1541042 |
1781533,0 |
153,3 |
115,6 |
Данные таблицы 1.1.1 показывают, что за период с 2002 года по 2004 год по системе потребительской кооперации наблюдается увеличение объема розничного товарооборота как в целом по Белкоопсоюзу, так и отдельно по каждому облпотребсоюзу.
Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.
Взаимосвязь розничного товарооборота и прибыли проявляется в следующем: розничный товарооборот, являясь основным объемным показателем деятельности торговых организаций, одновременно влияет на показатели деятельности, в том числе и прибыль как конечный результат работы торговой организации.
Прибыль — это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства и передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров и закрепляемого за торговой организацией.
Розничный товарооборот и прибыль играют исключительно важную роль в экономической жизни любого общества. Только после реализации товаров (а это находит отражение в показателе розничного товарооборота) возмещаются все затраты, связанные с производством и реализацией товара, и процесс воспроизводства может осуществляться на новой основе.
При реализации товаров непосредственно населению, согласно его покупательной способности, решается социальная задача удовлетворения потребностей потребителей в товарах народного потребления. Реализовав товары непосредственно покупателям, торговые организации имеют возможность получить прибыль, которая является источником расширенного воспроизводства и социального развития коллектива.
Максимизация прибыли — основная цель деятельности любой торговой организации.
Прибыль в обобщенном виде отражает результаты хозяйственно-финансовой деятельности торговой организации, эффективность затрат живого и овеществленного труда. Она служит важной экономической характеристикой эффективности работы хозрасчетных торговых организаций.
Прибыль торговой организации — важнейший финансовый показатель деятельности.
Так, в условиях рыночной экономики возрастает роль и значение показателей прибыли для каждого субъекта хозяйствования в торговой отрасли, что в конечном итоге повышает весомость хозрасчетных отношений, как в сфере материального производства, так и в торговле.
Прибыль как экономическая категория — один из показателей эффекта торговой деятельности. Прибыль является частью стоимости прибавочного продукта, созданного в сфере материального производства и частично в торговле (производительным трудом, связанным с продолжением процесса производства в сфере обращения).
В условиях рыночных отношений прибыль выполняет следующие функции:
1. Ожидаемая прибыль служит основой принятия инвестиционных решений.
2. Полученная прибыль — измеритель результатов хозяйственной деятельности организации.
3. Часть полученной прибыли организации — источник самофинансирования в торговле. Возможности самофинансирования определяются 2-мя компонентами: амортизационными отчислениями, прибылью.
4. Часть прибыли может быть использована в качестве выплаты вознаграждений на вложенный капитал.
Согласно действующим формам бухгалтерской и статистической отчетности в Республике Беларусь различают следующие виды прибыли:
1. Прибыль от реализации товаров, которая формируется за счет операций по реализации товаров и рассчитывается как разница между доходами торговой организации от реализации товаров за минусом отчислений, производимых от доходов, и расходами на реализацию товаров.
2. Прибыль отчетного периода рассчитывается путем увеличения прибыли от реализации товаров на операционные доходы и внереализационные доходы и уменьшения на сумму операционных и внереализационных расходов.
3. Чистая прибыль — прибыль отчетного периода после уплаты налогов и неналоговых платежей и внутрихозяйственных отчислений, производимых за счет прибыли в вышестоящие организации.
4. Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, с которой торговые организации платят налог на прибыль по ставке 24 %. Она рассчитывается как разница между прибылью отчетного периода, налогом на недвижимость и льготируемой прибылью.
5. Прибыль для формирования фондов — чистая прибыль за минусом всех видов отчислений и платежей, производимых из прибыли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.