-0,01 + 1,25 = 1,24 %.
Таким образом, видно, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом отдача на вложенный капитал увеличилась, в наибольшей степени благодаря росту прибыли в 2004 году.
Проведем анализ рентабельности, используя затратный подход:
1) Изменение рентабельности за счет изменения стоимости произведенных затрат:
4,3 * 100 / 2155 – 4,3 * 100 / 1708,7 = -0,05 %.
2) Изменение рентабельности за счет роста прибыли:
127,8 * 100 / 2155 – 4,3 * 100 / 2155 = 5,73 %.
3) Совокупное влияние факторов:
-0,05 + 5,73 = 5,68 %.
Произведенные расчеты показывают, что в 2004 году со 100 рублей затраченных средств было получено на 5,68 рублей больше, чем в 2003 году, в том числе за счет роста прибыли затратоотдача увеличилась на 5,73 рубля, а за счет роста суммы произведенных затрат снизилась на 0,05 рублей.
Анализ изменения рентабельности продаж проведем методом скорректированных показателей по формуле 1.27 – 1.29.
1) Изменение рентабельности продаж за счет роста объема розничного товарооборота:
(-93,0) * 100 / 12728,9 – (-93,0) * 100 / 9753,3 = 0,219 %.
2) Изменение рентабельности продаж за счет роста прибыли от реализации:
163,9 * 100 / 12728,9 – (-93,0) * 100 / 12728,9 = 2,019 %.
3) Совокупное влияние факторов:
0,219 + 2,019 = 2,24 %.
По данным расчетов можно сделать вывод о том, что рентабельность продаж в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 2,24 %, в том числе за счет:
- получения прибыли в 2004 году вместо убытков в 2003 году рентабельность продаж повысилась на 2,019 %;
- за счет роста объема товарооборота – на 0,219 %.
Теперь рассмотрим, как повлияли на рентабельность в целом по райпо изменение товарооборота и прибыли отчетного периода согласно формул 1.28. – 1.29:
1) Изменение рентабельности за счет изменения суммы прибыли отчетного периода:
127,8 * 100 / 12728,9 – 4,3 * 100 / 12728,9 = 0,97%.
2) Изменение рентабельности за счет изменения суммы розничного товарооборота:
4,3 * 100 / 12728,9 – 4,3 * 100 / 9753,3 = -0,01%.
3) Совокупное влияние факторов
0,97 – 0,01 = 0,96%.
Данные расчеты показывают, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом уровень рентабельности в целом по райпо увеличился на 0,96 процентных пункта. На это увеличение повлияли следующие факторы:
- за счет увеличения прибыли уровень рентабельности увеличился на 0,97 процентных пункта;
- за счет роста розничного товарооборота уровень прибыльности снизился на 0,01 процентный пункт.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что Кировское райпо в анализируемом периоде функционировало эффективно, на что указывает повышение как рентабельности продаж, так и рентабельности отрасли в целом. Но вместе с тем одной из основных задач аппарата управления организации в современных условиях хозяйствования является изыскание и разработка резервов роста прибыли и рентабельности торговой деятельности.
На основании проведенного анализа розничного товарооборота и прибыли будут разработаны основные направления, а также определены резервы роста товарооборота и прибыли Кировского райпо.
3. ПУТИ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И ПРИБЫЛИ КИРОВСКОГО РАЙПО
Как известно, основными факторами, влияющими на сумму полученной организацией прибыли и на уровень рентабельности, являются следующие: объем и структура розничного товарооборота, сумма и уровень полученных доходов от реализации товаров и осуществленных расходов на их реализацию.
Поэтому рост объемов и совершенствование структуры розничного товарооборота, повышение уровня доходности торговой деятельности, оптимизация и экономия расходов, связанных с реализацией товаров, будут способствовать увеличению полученного размера прибыли и повышению рентабельности торговли.
Как известно, основными источниками формирования доходов в торговле является торговая надбавка и скидка. Размеры торговых надбавок на отдельные товары весьма различны с учетом издержкоемкости их реализации. Поэтому изменение структуры розничного товарооборота оказывает влияние на динамику доходности торговли. При увеличении в розничном товарообороте доли товаров с большими размерами торговых надбавок повышается общий уровень доходов от реализации товаров, и наоборот.
Изменение организации товародвижения оказывает влияние на изменение доли торговых надбавок в пользу отдельных звеньев потребительской кооперации. При завозе товаров напрямую от производителей вся торговая надбавка идет в пользу розницы. Поэтому для повышения доходности торговой деятельности, а, следовательно, и ее прибыльности необходимо увеличивать долю прямых поставок в розничную торговую сеть.
Доходность торговли изменяется и под влиянием экономических условий, не зависящих от работы райпо. К ним можно отнести: изменение размера торговых надбавок, порядка и размера возмещений отдельных расходов, налоговая и учетная политика и так далее.
Размеры торговых надбавок периодически изменяются в связи с изменением розничных цен на отдельные продовольственные и непродовольственные товары, расходов на их реализацию и других факторов организационно-экономического характера.
Размер торговых надбавок по непродовольственным товарам, как правило выше, чем по продовольственным, поэтому увеличение в розничном товарообороте доли непродовольственных товаров будет способствовать росту доходности торговой деятельности, а, следовательно, и ее прибыльности.
На динамику прибыли оказывает влияние и изменение уровня расходов на реализацию товаров и других затрат.
С целью оптимизации уровня расходов на реализацию товаров можно предложить следующие мероприятия:
- обеспечение рационального использования материальных, трудовых и других видов ресурсов;
- сокращение звенности товародвижения;
- повышение производительности труда торговых работников;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.