Тенденции развития прибыли по розничной торговле потребительской кооперации за период с 2002 по 2004 годы можно отразить в таблице 1.1.2.
Таблица 1.1.2
Динамика прибыли по розничной торговле потребительской кооперации в разрезе облпотребсоюзов за 2002-2004 гг.
Облпотребсоюзы |
Прибыль (убыток) по годам в % к товарообороту (реализации), % |
Изменение (+; -) 2004 к |
|||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
|
Брестский |
0,01 |
0,22 |
-0,54 |
-0,55 |
-0,76 |
Витебский |
-0,55 |
0,08 |
0,01 |
0,56 |
-0,07 |
Гомельский |
-1,16 |
0,59 |
0,77 |
1,93 |
0,18 |
Гродненский |
-1,06 |
0,16 |
-0,77 |
0,29 |
-0,93 |
Минский |
-0,92 |
-0,19 |
-0,5 |
0,42 |
-0,31 |
Могилевский |
-1,46 |
-1,01 |
0,05 |
1,51 |
1,06 |
Белкоопсоюз |
-0,76 |
-0,73 |
0,05 |
0,81 |
0,78 |
Данные таблицы 1.1.2 показывают, что за анализируемый период потребительская кооперация республики работала на недостаточно высоком уровне: об этом свидетельствуют полученные убытки на протяжении всех анализируемых периодов. Но следует отметить, что в 2003 и в 2004 годах ситуация улучшилась: часть облпотребсоюзов сработала с прибылью, а в 2004 году в целом по системе потребительская кооперация вышла на положительный финансовый результат. Это свидетельствует о том, что эффективность работы кооперативных организаций повышается.
Роль прибыли в укреплении финансового состояния торговых организаций проявляется в следующем:
1. Получение прибыли отчетного периода является важнейшей ступенью хозяйственного расчета, обеспечивающего функционирование торговой организации в условиях рыночной конкуренции.
2. Получение прибыли обеспечивает возможность самофинансирования торговых организаций.
3. Прибыль — это важнейший источник для развития материально-технической базы отрасли.
4. Получение прибыли — весомый фактор повышения доли собственных средств в оплате товаров.
5. Прибыль — необходимое условие для обеспечения роста заработной платы работников торговли.
6. Прибыль торговых организаций обеспечивает своевременность выплаты обязательств торговли перед вышестоящими государственными и ведомственными органами.
7. Прибыль — это важнейший финансовый результат хозяйственной деятельности и оценочный показатель, определяющий и стимулирующий функционирование торговой организации в условиях рыночной конкуренции.
В анализе для характеристики прибыли используют такой качественный показатель как рентабельность.
Рентабельность — это относительный показатель прибыли, выраженный в процентах.
Показатели рентабельности являются подсистемой показателей эффективности и конкурентоспособности торговой деятельности.
В экономической практике для оценки рентабельности торговой деятельности используется система показателей рентабельности, которая включает в себя следующие группы показателей:
1) Рентабельность продаж, экономический смысл которой заключается в количестве полученной прибыли на единицу проданных товаров и рассчитывается следующим образом:
Рпр = Пр / РТО*100, (1.1)
Рпр = Поп / РТО*100, (1.2)
где Рпр — рентабельность продаж,
Пр — прибыль от реализации,
РТО — розничный товарооборот,
Поп — прибыль отчетного периода.
2) Рентабельность функционирующего капитала и экономического потенциала.
Эта группа показателей характеризует размер прибыли (конечного финансового результата) на единицу функционирующего капитала и экономического потенциала и рассчитывается:
Рфк = Пр / Фк * 100, (1.3)
Рэп = Пр / (Фк + Рот) * 100, (1.4)
где Рфк — рентабельность функционирующего капитала;
Фк — функционирующий капитал (среднегодовая стоимость основных и оборотных средств);
Рэп — рентабельность экономического потенциала;
Рот — расходы на оплату труда.
3) Рентабельность текущих затрат — характеризует величину прибыли, приходящейся на единицу расходов на реализацию товаров и определяется:
Ртз = Пр / РРТ * 100, (1.5)
где Ртз — рентабельность текущих затрат;
РРТ — расходы на реализацию товаров.
В условиях рыночной конкуренции анализ розничного товарооборота и прибыли является основой для планирования данных показателей и представляет собой составную часть комплексного анализа хозяйственно-финансовой деятельности.
Применяемые методики анализа и будут рассмотрены в следующем разделе дипломной работы.
1.2. Методические подходы к анализу розничного
товарооборота и прибыли
Как уже говорилось выше, розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли.
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организацией розничной реализации товаров.
Целью экономического анализа розничного товарооборота является оценка степени выполнения плана и динамики розничного товарооборота при наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления.
Основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены к следующим:
1) проверка выполнения планов (прогнозов) розничного товарооборота, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торговой организации;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.