Розничный товарооборот и прибыль: комплексный анализ и пути их увеличения (на материалах Кировского райпо), страница 4

      Тенденции развития прибыли по розничной торговле потребительской кооперации за период с 2002 по 2004 годы можно отразить в таблице 1.1.2.

Таблица 1.1.2

Динамика прибыли по розничной торговле  потребительской кооперации в разрезе облпотребсоюзов за 2002-2004 гг.

Облпотребсоюзы

Прибыль (убыток) по годам в % к товарообороту (реализации), %

Изменение (+; -)

2004  к

2002

2003

2004

2002

2003

Брестский

0,01

0,22

-0,54

-0,55

-0,76

Витебский

-0,55

0,08

0,01

0,56

-0,07

Гомельский

-1,16

0,59

0,77

1,93

0,18

Гродненский

-1,06

0,16

-0,77

0,29

-0,93

Минский

-0,92

-0,19

-0,5

0,42

-0,31

Могилевский

-1,46

-1,01

0,05

1,51

1,06

Белкоопсоюз

-0,76

-0,73

0,05

0,81

0,78

      Данные таблицы 1.1.2 показывают, что за анализируемый период потребительская кооперация республики работала на недостаточно высоком уровне: об этом свидетельствуют полученные убытки на протяжении всех анализируемых периодов. Но следует отметить, что в 2003 и в 2004 годах ситуация улучшилась: часть облпотребсоюзов сработала с прибылью, а в 2004 году в целом по системе потребительская кооперация вышла на положительный финансовый результат.  Это свидетельствует о том, что эффективность работы кооперативных организаций повышается.

      Роль прибыли в укреплении финансового состояния торговых организаций проявляется в следующем:

      1. Получение прибыли отчетного периода является важнейшей ступенью хозяйственного расчета, обеспечивающего функционирование торговой организации в условиях рыночной конкуренции.

      2. Получение прибыли обеспечивает возможность самофинансирования торговых организаций.

      3. Прибыль — это важнейший источник для развития материально-технической базы отрасли.

      4. Получение прибыли — весомый фактор повышения доли собственных средств в оплате товаров.

      5. Прибыль — необходимое условие для обеспечения роста заработной платы работников торговли.

      6. Прибыль торговых организаций обеспечивает своевременность выплаты обязательств торговли перед вышестоящими государственными и ведомственными органами.

      7. Прибыль — это важнейший финансовый результат хозяйственной деятельности и оценочный показатель, определяющий и стимулирующий функционирование торговой организации в условиях рыночной конкуренции.

      В анализе для характеристики прибыли используют такой качественный показатель как рентабельность.

      Рентабельность — это относительный показатель прибыли, выраженный в процентах.

      Показатели рентабельности являются подсистемой показателей эффективности и конкурентоспособности торговой деятельности.

      В экономической практике для оценки рентабельности торговой деятельности используется система показателей рентабельности, которая включает в себя следующие группы показателей:

      1) Рентабельность продаж, экономический смысл которой заключается в количестве полученной прибыли на единицу проданных товаров и рассчитывается следующим образом:

Рпр = Пр / РТО*100,                                   (1.1)

Рпр = Поп / РТО*100,                                 (1.2)

где Рпр —  рентабельность продаж,

      Пр — прибыль от реализации,

       РТО — розничный товарооборот,

       Поп — прибыль отчетного периода.

      2) Рентабельность функционирующего капитала и экономического потенциала.

      Эта группа показателей характеризует размер прибыли (конечного финансового результата) на единицу функционирующего капитала и  экономического потенциала и рассчитывается:

                    Рфк = Пр / Фк * 100,                                  (1.3)

                    Рэп = Пр / (Фк + Рот) * 100,                       (1.4)

где Рфк — рентабельность функционирующего капитала;

Фк — функционирующий капитал (среднегодовая стоимость основных и оборотных средств);

      Рэп — рентабельность экономического потенциала;

      Рот — расходы на оплату труда.

      3) Рентабельность текущих затрат — характеризует величину прибыли, приходящейся на единицу расходов на реализацию товаров и определяется:

                        Ртз = Пр / РРТ * 100,                                (1.5)

где  Ртз — рентабельность текущих затрат;

     РРТ — расходы на реализацию товаров.

      В условиях рыночной конкуренции анализ розничного товарооборота и прибыли является основой для планирования данных показателей и представляет собой составную часть комплексного анализа хозяйственно-финансовой деятельности.

      Применяемые методики анализа и будут рассмотрены в следующем разделе дипломной работы.

1.2. Методические подходы к анализу   розничного        

 товарооборота и прибыли

      Как уже говорилось выше, розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли.

      Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организацией розничной реализации товаров.

      Целью экономического анализа розничного товарооборота является оценка степени выполнения плана и динамики розничного товарооборота при наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления.

      Основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены к следующим:

      1) проверка выполнения планов (прогнозов) розничного товарооборота, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торговой организации;