где Δ РТО(ПФНн) — изменение розничного товарооборота за счет изменения покупательных фондов обслуживаемого населения в расчете на одного человека;
ПФНн1 — покупательные фонды обслуживаемого населения в расчете на одного человека в отчетном периоде.
Δ РТО(% ох) = Чн1 *ПФНн1 * (% ох1- % ох о)/100, (1.15)
где Δ РТО(% ох) — изменение розничного товарооборота за счет изменения степени охвата розничным товарооборотом покупательных фондов обслуживаемого населения;
% ох1 — степень охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения в отчетном периоде.
2) Факторы внутренней среды.
К ним относят следующие группы факторов:
а) Факторы, связанные с товарным обеспечением розничного товарооборота.
Между ними существует следующая взаимосвязь:
Зн + П = Р + Впр + Зк, (1.16)
где Зн — запасы товаров на начало периода;
П — поступление товаров за период;
Р — реализация товаров за период (розничный товарооборот);
Впр — прочее выбытие товаров;
Зк — запасы товаров на конец периода.
Тогда,
Р = Зн + П – Зк – Впр, (1.17)
Положительно на увеличение розничного товарооборота влияют увеличение запасов на начало периода и поступление товаров за период и отрицательно — увеличение запасов на конец и прочего выбытия.
б) Факторы, связанные с использованием трудового потенциала.
К ним относят:
- численность работников (Ч);
- производительность труда (ПТ);
- среднее количество дней, отработанных одним продавцом за период (Д).
Взаимосвязь вышеуказанных показателей можно отразить таким образом:
РТО = Ч * ПТ, (1.18)
РТО = Ч * ПТдн * Д. (1.19)
Влияние указанных показателей рассчитывается аналогично формулам 1.13 — 1.15.
в) Факторы, связанные с использованием материально-технической базы.
К ним можно отнести:
- количество магазинов (Км);
- средняя торговая площадь 1 магазина (S);
- товарооборот на 1 кв.м. торговой площади (м);
- среднегодовая стоимость основных средств (ОФ);
- фондоотдача (ФО).
Взаимосвязь указанных показателей с розничным товарооборотом выглядит так:
РТО = Км * S * m, (1.20)
РТО = ОФ * ОФ. (1.21)
Расчет влияния производится цепными подстановками в соответствии с формулами 1.13 — 1.15.
Для оценки степени использования интенсивных и экстенсивных факторов развития розничного товарооборота используется такой показатель как прирост розничного товарооборота за счет интенсивных факторов:
Дп = (1 – ) * 100, (1.22)
где Дп — доля прироста розничного товарооборота за счет интенсивного фактора (%);
Тэ — темпы прироста экстенсивного фактора;
То — темпы прироста розничного товарооборота.
На следующем этапе анализа розничного товарооборота проводится анализ товарооборота по ассортименту в следующей очередности:
1) рассчитывается процент выполнения плана по каждой товарной группе;
2) оценивается динамика изменения объема продаж в разрезе товарных групп;
3) рассчитывается изменение удельного веса отдельных товарных групп по сравнению с прошлым периодом и планом;
4) рассчитывается изменение среднедушевого потребления по товарным группам;
5) определяется структура розничного товарооборота по укрупненной номенклатуре товарных групп; изучается изменение доли товарных групп в общем объеме розничного товарооборота;
6) оценивается изменение продаж внутри продовольственных и непродовольственных товаров;
7) рассчитывается коэффициент эластичности продаж, который показывает зависимость изменения объема продаж по отдельной товарной группе от изменения покупательных фондов населения.
Завершающим этапом анализа розничного товарооборота является написание пояснительной записки, в которой определяются направления увеличения объема розничного товарооборота и улучшения его структуры, по улучшению качества торгового обслуживания населения, улучшению показателей деятельности, обобщению передового опыта лучших трудовых коллективов.
В условиях рыночной конкуренции анализ прибыли и рентабельности торговой организации представляет собой составную часть комплексного анализа хозяйственно-финансовой деятельности.
Главная цель анализа — оценка конечного финансового результата торговой деятельности, изучение основных причин их изменения с целью выявления дальнейшего роста и путей повышения.
В ходе анализа прибыли и рентабельности ставятся и решаются следующие задачи:
1) оценка степени выполнения плана прибыли, а также тенденций ее изменения в динамике;
2) исчисление системы показателей рентабельности за отчетный период и в динамике;
3) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности организации;
4) выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышения рентабельности;
5) оценка работы организации по использованию возможностей увеличения объема розничного товарооборота, прибыли и рентабельности;
6) разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей.
Основными источниками информации для анализа прибыли и рентабельности являются:
- бухгалтерский баланс и приложения к нему;
- расшифровка состава внереализационных доходов и расходов в аналитике и другие.
В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние факторов на изменение прибыли и рентабельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.