Розничный товарооборот и прибыль: комплексный анализ и пути их увеличения (на материалах Кировского райпо), страница 15

      Данные таблицы 2.2.8 показывают, что за анализируемый период наибольший удельный вес в общем объеме розничного товарооборота занимает реализация продовольственных товаров, но как положительную тенденцию следует отметить снижение удельного веса продовольственных товаров в 2004 году по сравнению с 2003 годом и рост удельного веса непродовольственных товаров, что свидетельствует о повышении благосостояния населения района и является фактором повышения доходности торговли Кировского райпо.

      Что же касается внутригрупповой структуры розничного товарооборота, то наибольший удельный вес в продовольственной группе товаров принадлежит таким товарным группам, как колбасные изделия и копчености, молоко и молочная продукция, сахар, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, водка и ликероводочные изделия, вино плодовоягодное, пиво, безалкогольные напитки.

      Как положительную тенденцию в 2004 году по сравнению с 2003 годом следует отметить снижение удельного веса реализации водки и ликероводочных изделий, вина плодовоягодного и пива.

      Возрос удельный вес реализации мяса и птицы в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 0,95% и составил 2,29% в розничном товарообороте против 1,34% в 2003 году; также увеличился удельный вес реализации колбасных изделий и копченостей, сахара, муки, плодов, ягод.

      Что же касается среднедушевого потребления, то наибольший розничный товарооборот принадлежит таким группам товаров, как вино плодовоягодное, хлеб и хлебобулочные изделия, копченые изделия и копчености, кондитерские изделия.

      В 2004 году наблюдается рост среднедушевой реализации по всем товарным группам, кроме жира пищевого, молока и молочной продукции, консервов фруктово-ягодных, картофеля — по этим группам наблюдается снижение объема розничного товарооборота.

      Что же касается реализации непродовольственной группы товаров, то здесь наибольшая удельный вес принадлежит таким товарным группам как  табачные изделия и махорка, электротовары, кожаная, текстильная и комбинированная обувь, стройматериалы, одежда и белье. В 2004 году наблюдается снижение удельного веса по реализации одежды и белья, кожаной обуви.

      Относительно среднедушевого потребления, то наибольшая сумма приходится на вышеуказанные группы товаров. Наблюдается значительное снижение реализации в 2004 году по сравнению с 2003 годом по одежде и белью, синтетическим моющим средствам, товарам бытовой химии.

      При анализе розничного товарооборота необходимо также оценить формы и методы продажи, применяемые в Кировском райпо.

Таблица 2.2.9

Используемые формы продажи по торговле Кировского райпо

за 2003 – 2004 гг.

Формы продажи

Годы

Отклонение 2004

 от 2003

(+; -)

2003

2004

сумма, млн.р.

уд.вес, %

сумма, млн.р.

уд.вес, %

по сумме, млн.р.

по уд.весу,%

1. Магазинная

8380,1

85,92

11075,4

87,01

2695,3

1,09

2. Внемагазинная

1204,5

12,35

1397,6

10,98

193,1

-1,37

3. Активная

168,7

1,73

255,9

2,01

87,2

0,28

ИТОГО:

9753,3

100

12728,9

100

2975,6

0

      Данные таблицы показывают, что в Кировском райпо при продаже товаров используются три формы: магазинная, внемагазинная и активная. Наибольший удельный вес в общей сумме товарооборота райпо занимает магазинная форма продажи товаров, наблюдается тенденция увеличения этого удельного веса.

     Также следует отметить увеличение удельного веса продаж при активной организации торговли, т.е. увеличивается число проводимых выставок, продаж, распродаж, сезонных ярмарок.

Таблица 2.2.10

Информация по используемым методам продажи товаров по торговле Кировского райпо за 2003 – 2004 гг.

Методы продажи

Годы

Отклонение (+; -) 2004 от   2003

2003

2004

сумма, млн.р.

уд.вес, %

сумма, млн.р.

уд.вес, %

по сумме, млн.р.

по уд.весу, %

1. Самообслуживание

7143,3

73,24

9241,2

72,6

2097,9

-0,64

2. По образцам

227,3

2,33

255,9

2,01

28,6

-0,32

3. Предварительные заявки

2382,7

24,43

3231,8

25,39

849,1

0,96

ИТОГО:

9753,3

100

12728,9

100

2975,6

0

      Данные таблицы показывают, что среди методов продажи товаров в Кировском райпо наибольший удельный вес занимает такой метод как самообслуживание. Однако наблюдается снижение удельного веса в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 0,64%. Второе место занимает традиционный метод продажи товаров.

      Незначительный удельный вес занимает продажа товаров по предварительным заказам (2,01%) и наблюдается снижение этого показателя в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

      Следует отметить, что организация располагает резервами к дальнейшему росту объемного показателя и улучшению качества торгового обслуживания, о чем и пойдет речь в третьей главе данной работы.

2.3. Экономический анализ прибыли, рентабельности и

 факторов, влияющих на них

      В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности организации, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования организации. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития организации, роста ее имущества, собственного капитала и т.д. В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующей организации изучают динамику изменения прибыли отчетного периода,  уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину доходов от реализации, уровня расходов на реализацию, доходы от других видов деятельности, прибыль от внереализационных доходов и расходов, размер налогов и др.).