2) изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности организации;
3) выявление путей и возможностей роста розничного товарооборота, повышения качества торгового обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала организации;
4) разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торговой организации.
Для проведения экономического анализа розничного товарооборота необходимо использовать следующую информацию:
1. Статистические отчетности формы №1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» и №3-торг «Отчет по розничной торговле».
2. Бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс и приложения к нему).
3. Материалы ревизии.
4. Данные статистических сборников.
5. Материалы специальных исследований, оперативная информация и другая информация.
Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
- изучается объем розничного товарооборота в сравнении с планом и в динамике;
- исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговой организации и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;
- изучается взаимосвязь показателей розничного товарооборота;
- производится факторный анализ развития розничного товарооборота;
- выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения торгового обслуживания покупателей и максимизации прибыли;
- определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период.
Помимо этого производится анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, товарного обеспечения розничного товарооборота и поступления товаров, балансовая увязка показателей розничного товарооборота.
Анализ розничного товарооборота по общему объему предполагает расчет следующих показателей и выполняется в следующей последовательности:
1. Оценивается степень выполнения плана розничного товарооборота всего, в том числе и по видам.
2. Рассчитывается ритмичность выполнения плана розничного товарооборота по времени, отдельным организациям.
Этот расчет осуществляется по формуле:
Критм (равн) = 100 – У, (1.6)
где Критм (равн) — коэффициент ритмичности (равномерности);
У — коэффициент вариации:
У = , (1.7)
где — среднее квадратическое отклонение:
, (1.8)
где — выполнение плана товарооборота;
— средний процент выполнения плана товарооборота;
— число показателей.
3. На этом этапе рассчитываются показатели динамики розничного товарооборота всего, в том числе по видам, как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
В ходе анализа динамики рассчитывают такие показатели как:
1) темп изменения (цепным и базисным способом);
2) анализируется абсолютное отклонение розничного товарооборота;
3) рассчитывается абсолютное значение 1 % прироста розничного товарооборота;
4) рассчитывается среднегодовой темп прироста розничного товарооборота по формуле:
, (1.9)
где — среднегодовой рост розничного товарооборота;
Уо — начальное значение динамического ряда;
— число членов динамического ряда;
У— конечное значение динамического ряда.
4. Рассчитываются показатели степени удовлетворения платежеспособного спроса населения. К ним относят следующие показатели:
а) % охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения:
% ох = РТО / ПФН * 100, (1.10)
где % ох — процент охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения;
РТО — розничный товарооборот;
ПФН — покупательные фонды населения.
б) розничный товарооборот на душу населения:
Тн = РТО / Чн, (1.11)
где Тн — розничный товарооборот на одного человека;
Чн — численность населения, обслуживаемого потребительской кооперацией.
Данный показатель рассчитывается как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
5. Проводится факторный анализ развития розничного товарооборота.
Он предполагает деление факторов на ряд групп:
1) Факторы внешней среды.
К ним относят:
- численность обслуживания населения;
- покупательные фонды населения в расчете на одного человека;
- степень охвата покупательных фондов населения розничным товарооборотом в процентах;
- уровень производства товаров народного потребления;
- наличие организаций-конкурентов и другие.
Размер изменения розничного товарооборота под влиянием отдельных факторов производится с помощью метода цепных подстановок:
РТО = Чн * ПФНн * % ох / 100, (1.12)
где ПФНн — покупательные фонды обслуживаемого населения в расчете на одного человека.
Тогда влияние вышеуказанных факторов будет выглядеть следующим образом:
Δ РТО (Чн) = (Чн1-Чно) * ПФНно * % охо / 100, (1.13)
где Δ РТО (Чн) — изменение розничного товарооборота за счет изменения численности обслуживаемого населения;
Чн1 — численность отчетного периода;
Чно — численность базисного периода;
ПФНно — покупательные фонды обслуживаемого населения в расчете на одного человека в базисном периоде;
% охо — процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения в базисном периоде.
Δ РТО(ПФНн) = Чн1*(ПФНн1-ПФНно)*% охо/100, (1.14)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.