Отчет о производственной практике в ОАО «Молочные продукты», страница 8

Несмотря на тот факт, что деятельность предприятия является прибыльной, имеется значительный дефицит собственных оборотных средств у предприятия. Это объясняется тем, что предприятие вынуждено предварительно оплачивать за сырье и материалы, которые используются в производстве и создают необходимые страховые запасы, а оплата за готовую продукцию производится в течение двух месяцев после отгрузки по договорам с резидентами Беларуси.

 Экспортная деятельность, где предприятие твердо стоит на условии предварительной 100 % оплаты, является основным источником пополнения собственных оборотных средств. В сложившихся условиях предприятие привлекает банковские кредиты, как на пополнение оборотных средств, так и на техническое перевооружение. Предприятие пользуется так же специально выделенной кредитной линией предоставленной правительством Республики Беларусь как соисполнитель Программы технического перевооружения пищевой промышленности Беларуси

Таблица 12.

Динамика производства продукции ОАО «Молочные продукты»

за 2004-2005 гг., млн. р.

Показатели

2004

2005

Темп  роста , %

Отклонение  (+;-)

Объем производства продукции:

- в фактических ценах соответствующего года

40772

46851

114,91

- в сопоставимых ценах

40772

41097

100,8

Объем отгруженной  продукции  в

фактических ценах – всего

37079

45815

123,56

 Выручка от реализации продукции

43570

52579

120,68

Отношение объема отгруженной

продукции к объему производства, %

90,9

97,8

6,9

 Соотношение объема выручки от реализации и объема отгруженной продукции, %

117,5

114,8

-2,7

За анализируемый период наблюдается рост отношения отгруженной продукции к объему производства. На практике это означает что предприятие производит все более востребованную продукцию, так в 2005 году было реализовано 97,8 % произведенной продукции. В 2004 году этот показатель составлял 90,9 %, что на 6,9 % меньше чем в 2005. В тоже время наблюдается снижение значения такого показателя как соотношения объема выручки от реализации и объема отгруженной продукции. Тем не менее, значение этого показателя в целом является позитивным. 

Таблица 13.

Формирование и распределение прибыли ОАО «Молочные продукты»

за 2004-2005 гг., млн. р.

Показатели

2004

2005

Темп  роста , %

Отклонение  (+;-)

Выручка от реализации продукции

(без НДС, акцизов и др.)

43570

52579

120,7

Себестоимость реализованных

товаров: в сумме, млн. руб

38606

46153

119,6

Прибыль от реализации товаров: в сумме, млн. руб

-1106

541

1647

в % к товарообороту

-2,54

1,03

3,57

Операционные доходы

51

64

125,5

Операционные расходы

13

29

223,1

Внереализационные доходы

88

98

111,4

Внереализационные расходы

646

396

61,3

Прибыль отчетного года

-1638

436

2074

Выручка от реализации продукции на протяжении анализируемого периода выросла на 120,8 %. При этом рост выручки от реализации сопровождался приростом себестоимости реализованной продукции, который при этом был ниже прироста выручки и составил 19,6 %. Прибыль от реализации продукции в 2005 году составила 541 млн. рублей, в 2004 году значение этого показателя составило –1106 млн. рублей. Именно прибыль от реализации легла в основу формирования прибыли отчетного периода. Операционные доходы на протяжении анализируемого периода превышали операционные расходы и выросли  на 125 %. При этом в 2005 году наблюдается значительный рост операционных расходов, который составил 223,1 %. Особое значение для предприятия имеют внереализационные расходы, которые за анализируемый период уменьшились на 40 %, что в целом позитивно отразилось на итоговой сумме прибыли предприятия

Таблица14.

Показатели, характеризующие рентабельность деятельности

ОАО «Молочные продукты» за 2004-2005 гг., млн. р.

Показатели

2004

2005

Темп  роста , %

Отклонение  (+;-)

Прибыль отчетного года

-1638

436

+2074

Выручка от реализации

43570

52579

120,68

Рентабельность, %

-3,76

0,83

4,59

Основной капитал

18615

19047

102,32

Оборотный капитал

4519

6398

141,58

Себестоимость проданной продукции

38606

46153

119,55

В том числе:

Материалы

31025

36903

118,95

оплата труда

2285

3309

144,81

Амортизация

806

909

112,78

Уд. вес себестоимости в выручке, %

88,61

87,78

-0,83

В том числе:

материалоемкость

71,21

84,70

+13,49

трудоемкость

5,24

6,29

1,05

амортизация

1,85

1,73

-0,12

Капиталоотдача основного капитала

1,88

2,07

0,18

Число оборотов оборотного капитала, раз

42,14

49,91

7,77

Продолжительность одного оборота, дней

8,54

7,21

-1,33

Выручка на 1 рубль себестоимости проданной продукции

1,13

1,14

0,01