Несмотря на тот факт, что деятельность предприятия является прибыльной, имеется значительный дефицит собственных оборотных средств у предприятия. Это объясняется тем, что предприятие вынуждено предварительно оплачивать за сырье и материалы, которые используются в производстве и создают необходимые страховые запасы, а оплата за готовую продукцию производится в течение двух месяцев после отгрузки по договорам с резидентами Беларуси.
Экспортная деятельность, где предприятие твердо стоит на условии предварительной 100 % оплаты, является основным источником пополнения собственных оборотных средств. В сложившихся условиях предприятие привлекает банковские кредиты, как на пополнение оборотных средств, так и на техническое перевооружение. Предприятие пользуется так же специально выделенной кредитной линией предоставленной правительством Республики Беларусь как соисполнитель Программы технического перевооружения пищевой промышленности Беларуси
Таблица 12.
Динамика производства продукции ОАО «Молочные продукты»
за 2004-2005 гг., млн. р.
Показатели |
2004 |
2005 |
Темп роста , % Отклонение (+;-) |
Объем производства продукции: |
|||
- в фактических ценах соответствующего года |
40772 |
46851 |
114,91 |
- в сопоставимых ценах |
40772 |
41097 |
100,8 |
Объем отгруженной продукции в фактических ценах – всего |
37079 |
45815 |
123,56 |
Выручка от реализации продукции |
43570 |
52579 |
120,68 |
Отношение объема отгруженной продукции к объему производства, % |
90,9 |
97,8 |
6,9 |
Соотношение объема выручки от реализации и объема отгруженной продукции, % |
117,5 |
114,8 |
-2,7 |
Таблица 13.
Формирование и распределение прибыли ОАО «Молочные продукты»
за 2004-2005 гг., млн. р.
Показатели |
2004 |
2005 |
Темп роста , % Отклонение (+;-) |
Выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов и др.) |
43570 |
52579 |
120,7 |
Себестоимость реализованных товаров: в сумме, млн. руб |
38606 |
46153 |
119,6 |
Прибыль от реализации товаров: в сумме, млн. руб |
-1106 |
541 |
1647 |
в % к товарообороту |
-2,54 |
1,03 |
3,57 |
Операционные доходы |
51 |
64 |
125,5 |
Операционные расходы |
13 |
29 |
223,1 |
Внереализационные доходы |
88 |
98 |
111,4 |
Внереализационные расходы |
646 |
396 |
61,3 |
Прибыль отчетного года |
-1638 |
436 |
2074 |
Выручка от реализации продукции на протяжении анализируемого периода выросла на 120,8 %. При этом рост выручки от реализации сопровождался приростом себестоимости реализованной продукции, который при этом был ниже прироста выручки и составил 19,6 %. Прибыль от реализации продукции в 2005 году составила 541 млн. рублей, в 2004 году значение этого показателя составило –1106 млн. рублей. Именно прибыль от реализации легла в основу формирования прибыли отчетного периода. Операционные доходы на протяжении анализируемого периода превышали операционные расходы и выросли на 125 %. При этом в 2005 году наблюдается значительный рост операционных расходов, который составил 223,1 %. Особое значение для предприятия имеют внереализационные расходы, которые за анализируемый период уменьшились на 40 %, что в целом позитивно отразилось на итоговой сумме прибыли предприятия
Таблица14.
Показатели, характеризующие рентабельность деятельности
ОАО «Молочные продукты» за 2004-2005 гг., млн. р.
Показатели |
2004 |
2005 |
Темп роста , % Отклонение (+;-) |
Прибыль отчетного года |
-1638 |
436 |
+2074 |
Выручка от реализации |
43570 |
52579 |
120,68 |
Рентабельность, % |
-3,76 |
0,83 |
4,59 |
Основной капитал |
18615 |
19047 |
102,32 |
Оборотный капитал |
4519 |
6398 |
141,58 |
Себестоимость проданной продукции |
38606 |
46153 |
119,55 |
В том числе: Материалы |
31025 |
36903 |
118,95 |
оплата труда |
2285 |
3309 |
144,81 |
Амортизация |
806 |
909 |
112,78 |
Уд. вес себестоимости в выручке, % |
88,61 |
87,78 |
-0,83 |
В том числе: материалоемкость |
71,21 |
84,70 |
+13,49 |
трудоемкость |
5,24 |
6,29 |
1,05 |
амортизация |
1,85 |
1,73 |
-0,12 |
Капиталоотдача основного капитала |
1,88 |
2,07 |
0,18 |
Число оборотов оборотного капитала, раз |
42,14 |
49,91 |
7,77 |
Продолжительность одного оборота, дней |
8,54 |
7,21 |
-1,33 |
Выручка на 1 рубль себестоимости проданной продукции |
1,13 |
1,14 |
0,01 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.