Тьаким образом, планирования внешнеторгового оборота, осуществляется по на основе плановых заданий доводимых местными органами исполнительной власти.. На предприятии не отработана система планирования исходя из выполненных показателей или поставленных задач. Это серьёзный недостаток.
В целом по ОАО «Молочные продукты» наблюдается положительная тенденция роста экспорта, на фоне снижения значения импорта во внешнеторговом обороте предприятия. Однако недостаток состоит в том, что экспорт во многом ориентирован в основном на Россию, хотя наметилась тенденция сокращения удельного веса России в экспорте предприятия. Можно порекомендовать ОАО «Молочные продукты» более внимательно отнестись к внешнеторговой деятельности в целом и разработать комплексный план мероприятий по повышению ее эффективности. В первую очередь следует улучшить географическую структуру, не уменьшая тенденций роста торговли с Россией. Во-вторых, необходим чёткий план деятельности с указанием и обоснованием желаемых результатов внешнеэкономической деятельности. Это и многое другое, могло бы стать причиной заметного увеличения внешнеторгового оборота.
4. Использование средств и затраты на осуществление
экспортно-импортных операций
ОАО «Молочные продукты» при осуществлении своей деятельности использует различные формы расчетов за готовую продукцию, как предварительная оплата, так и расчеты платежными требованиями, векселями. Отгружалась продукция на реализацию на сроки 30, 50, 55 дней.
Удельный вес выручки поступившей на счета учета денежных средств за 2005 год составили 84,2%, другие формы расчетов 15,8%. По сравнению с 2004 годом удельный вес денежной формы расчетов в общем объеме выручки увеличился на 10,7% .
Что же касается непосредственно расчетов с покупателями во внешнеторговой деятельности, то на основании изучения внешнеторговых контрактов было выяснено, что:
- покупатель производит 100% авансовый платеж после получения извещения от продавца( по факсу) о готовности товара к отгрузке.
Налоги, таможенные и банковские расходы, а также другие расходы, связанные с исполнением внешнеторгового контракта, каждая из сторон на своей территории оплачивает самостоятельно.
Влияние организации расчетов на величину затрат и скорость обращения средств расчета различное, так как при 100% предоплате поставщику выгоднее поставлять товар. В данных условиях ОАО «Молочные продукты использует 100% предоплату как гарантию платежа за поставленный товар и нивелирует риски связанные с оплатой отгруженной продукции. Соответственно, предприятие во внешней торговле не сталкивается с проблемой несвоевременных платежей. С одной стороны это позволяет предприятию гарантийно получать оплату товара, но с другой стороны негативно сказывается не объемах поставок. Даже надежным покупателям, с которыми предприятие имеет многолетний опыт работы, не предоставляются отсрочки и не делаются исключения по срокам платежей.
Кроме того, ряд потенциальных клиентов, в частности, в России не могут заключить договора с предприятием ввиду ограниченности собственных оборотных средств. Достаточно сложно оценивать обоснованность такой политики предприятия в области расчетов с покупателями.
Рассмотрим структуру затрат на ОАО «Молочные продукты» (Приложение 3).
В целом по организации выделяют:
- затраты на производство, которые включают в себя материальный затраты, сырье и материалы, а также затраты на топливно-энергетические ресурсы;
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- затраты на амортизацию основных средств, и нематериальных активов, в состав которых входит амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов;
- прочие затраты.
Затраты по основному виду деятельности практически те же, что и целом по организации, только выделяются более мелкие статьи затрат, например, в затратах на сырье и материалы выделяют плату за воду используемую на технические цели, а, например, в материальных затратах еще выделяют работы и услуги производственного характера выполнены другими организациями.
Затраты на производство включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных средств нематериальных активов и прочих затраты.
Рассмотрим долю каждой из статей затрат в объеме затрат на производство.
Таблица 10.
Структура и динамика затрат на ОАО «Молочные продукты»
за 2004-2005 гг, млн.р.
Показатель |
2004 год |
2005 год |
Отклонение (+,-),% |
Темп роста % |
||
Сумма |
Уд. вес, % |
Сумма |
Уд. вес, % |
|||
Затраты на производство продукции, работ, услуг |
37192 |
100 |
44853 |
100 |
- |
120,6 |
Материальные затраты |
31025 |
83,42 |
36903 |
82,28 |
-1,14 |
118,9 |
1 Сырье и материалы |
24677 |
66,35 |
29521 |
65,82 |
-0,53 |
119,6 |
2 Топливно энергиетиче-ские ресурсы |
2185 |
5,87 |
2454 |
5,47 |
-0,40 |
112,3 |
Расход на оплату труда |
2285 |
6,14 |
3309 |
7,38 |
1,23 |
144,8 |
Отчисление на соц. нужды |
858 |
2,31 |
1198 |
2,67 |
0,36 |
139,6 |
Амортизация ОС и не-атериальных активов |
806 |
2,17 |
909 |
2,03 |
-0,14 |
112,8 |
5.Прочие затраты |
2218 |
5,96 |
2534 |
5,65 |
-0,31 |
114,2 |
Из таблицы 10 видно, что за анализируемый период объем затрат на производство продукции значительно вырос (120,6 %). При этом материальные затраты выросли в целом на 118,9 %, главным образом за счет роста цен на сырье и материалы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.