Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации
Кафедра теории и истории кооперации
Реферат
по истории и теории кооперативного движения
на тему: «Экономические проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку»
Выполнила:
студентка дневной
формы обучения
учётно-финансового
факультета
гр. Б-11
Липская А.О. Консультант:
асс. Бурмистрова Н.А.
Гомель-2005
Введение
Актуальность темы
Вряд ли можно представить себе современную экономику Беларуси, систему жизнеобеспечения её граждан без потребительской кооперации. Сегодня это достаточно развитый и сложный народнохозяйственный комплекс, включающий различные виды работ и деятельности. Потребительская кооперация располагает разветвлённой сетью предприятий торговли, общественного питания, заготовок и промышленной переработки сельскохозяйственных продуктов и сырья, имеет собственные строительные и транспортные организации, учебные заведения.
Потребительская кооперация более чем за столетнюю историю своей деятельности продемонстрировала высокую жизнеспособность и должна активно участвовать в формировании потребительского рынка страны. Однако, пережив многие десятилетия административно-командной системы управления, в настоящее время с переходом к рыночным отношениям потребительская кооперация является неплатежеспособной и находится в глубоком кризисе.
Во-первых, это резкое ухудшение финансового состояния системы и в целом и в первую очередь торговой отрасли. За первые для месяца работы в 1998 году убытки кооперативной торговли республики составили 93,5 млрд.рублей. В результате, несмотря на рентабельную работу других отраслей в целом убытки по системе составили 63,9 млрд.рублей.
Во-вторых, это усиление конкуренции и постепенное вытеснение потребительской кооперации с ее традиционных рынков. Ныне практически во всех крупных населенных пунктах зоны деятельности системы параллельно торговлю осуществляют коммерческие структуры. Вследствие этого, начиная с января прошлого года, ежемесячно сокращается доля потребкооперации в розничном товарообороте республики . Только за три месяца 1998 года она сократилась на 21,6 до 20,2%. В то время как еще в начале 1997 года – этот показатель составлял 26,4%.
В-третьих, это изменения внешней среды, Во всех отраслях народного хозяйства происходит структурная перестройка организации управления, изменяются отношения потребности, укореняется система сугубо экономических взаимоотношений. В сложившейся ситуации главная цель реформирования потребкооперации заключается в перестройке организации управления во всех звеньях, переходе на принципиально новые экономические отношения между организациями при безукоснительном соблюдении норм и принципов демократии. Существенно ослабляется экономический потенциал потребкооперации из-за несогласованности в работе смежных отраслей деятельности – розничной и оптовой торговли, заготовок и промышленности, автомобильного транспорта и других. Положение осложняется тем, что сохраняются прежние формы работы и структуры управления. Итак, основной стратегической задачей потребительской кооперации сегодня является эффективное использование собственной мощной материально-технической базы, ускорение оборачиваемости оборотных средств и повышение в них доли средств кооперативных. Эти вопросы и вопросы, касающиеся финансовой устойчивости потребительской кооперации рассматриваются в данном реферате.
Задачи реферата:
1. Определить роль потребительской кооперации в рыночной системе;
2. Выявить причины, которые привели к созданию проблемной ситуации;
3. Охарактеризовать факторы, препятствующие нормальному развитию потребительской кооперации;
4. Попытаться найти решения сложившимся проблемам;
5. Рассмотреть опыт развития потребительской кооперации развитых европейских стран (в частности, Швеции).
Объектом исследования данного реферата является потребительская кооперация и основные её структурные единицы: райпо, горпо.
Методы исследования:
а) метод актуализации;
б) метод критического анализа;
в) метод системного подхода.
Структура реферата
Реферат состоит из включения, основной части и заключения, в конце реферата прилагается список литературы. В свою очередь, основная часть объединяет 3 главы, которые сами непосредственно включают ряд исследуемых вопросов : первая – информирует о роли потребительской кооперации в современной рыночной системе, вторая – посвящает в наиболее актуальные проблемы потребительской кооперации, третья – повествует о шведской модели реформирования потребительской кооперации.
В данном реферате, в основном, были использованы статьи А.Капштыка ( «Реформирование основных отраслей деятельности потребительской кооперации» ), В.Коновалова («Потребительская кооперация: курс нуждается в корректировке» ), В.Кулешова (« Итоги деятельности Белорусского республиканского союза потребительских обществ и направления дальнейшего развития потребительской кооперации» ), В.Колесникова («Потребительская кооперация в рыночной экономике» ), В.Мищенко ( «Главное – контроль за уровнем расходов» ), В.Владыко ( «О реформировании потребительской кооперации Республики Беларусь», «Шведская модель потребкооперации: особенности, принципы управления, результаты» ), А.Савинского ( «Райпо или райпотребсоюз» ), в которых анализируются наиболее значимые проблемы потребительской кооперации и предлагаются пути их решения.
Содержание
Глава 1. Роль потребительской кооперации в современной рыночной системе.
Мировой опыт кооперативного движения, в котором занят один миллиард жителей планеты, показывает, что в современных условиях его активизация является практически единственным инструментом возрождения и развития кооперативного дела.
Потребительская кооперация как лидер кооперативного движения, организуя свою деятельность в основном в торговой, промышленной и заготовительной отраслях, выступает необходимым компонентом реализации социальных программ развития различных регионах.
Важнейшей особенностью потребительской кооперации, обеспечивающей ей жизнеспособность, является кооперативная самобытность. Она заключается в сочетании общественной и хозяйственной систем, получении кооперативном статуса коммерческой организации и социально ориентированной системы, наличии кооперативной идеологии и культуры, принципов и ценностей кооперации, соблюдении норм нравственности в бизнесе и взаимоотношениях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.