Преимущества данной системы.
Прежде всего это высокая степень централизации управления хозяйственной деятельностью. Далее четкое разграничение прав и обязанностей представительных и исполнительных органов. Взаимодействие между демократически избранными представителями кооперативных обществ и аппаратом управления. Активное участие потребкооперации в защите прав потребителей. Привлечение средств членов-пайщиков в качестве средств из весомых источников формирования собственных оборотных средств. Ряд положений представляете значительный интерес для использования в деятельности потребкооперации в качестве перспективных стратегических путей развития. Отдельные же моменты применимы уже сегодня.
Полагаю, что опыт Кооперативного союза Швеции послужит толчком для активизации работы по перечисленным выше направлениям. В частности по укреплению. Финансового состояния потребительской кооперации Беларуси за счет привлечения средств пайщиков.
Заключение
Перед потребительской кооперацией Беларуси сегодня стоит ряд проблем, от успешного решения которых зависит её эффективное развитие на пути к рынку. К числу наиболее важных следует отнести резкое сокращение товарооборота системы Белкоопсоюза, обусловленное снижением платёжеспособности населения, низким уровнем рентабельности основных отраслей потребительской кооперации и производительности труда их работников, организационными и другими трудностями с внедрением новых рыночных методов хозяйствования, необходимостью преодоления деформации некоторых кооперативных принципов и правил внутрикооперативной демократии и рядом других.
С учетом этого и в целях преодоления внутрисистемных противоречий правлением Белкоопсоюза была разработана реформирования потребкооперации. В ней определены меры по реформированию отношений собственности, укреплению основного звена потребкооперации и совершенствованию системы управления хозяйством. Вместе с тем основные положения программы Белкоопсоюза должны быть конкретизированы в соответствующих программах областных, районных потребсоюзов и райпо. Например, в качестве первоочередных мер по финансовой стабилизации в основном звене потребкооперации могут быть определены следующие:
- укрупнение малых убыточно работающих кооперативов:
- передача потребительским обществам отдельных предприятий заготовительно-перерабатывающего комплекса вышестоящих звеньев:
- передача предприятий в аренду, создание на их базе малых, совместных предприятий:
- создание в освобождающихся и неиспользуемых помещениях производственных кооперативов, цехов малой мощности, других предприятий с нетрадиционными Важной составной частью программы реформирования является структурная перестройка в районном звене, В настоящее время именно здесь наиболее активно осуществляются видами деятельности.
реформы, ведется поиск рациональных форм организации управления. Вместе с тем в процессе реформирования в отдельных райпотребсоюзах и райпо предпринимаются попытки преобразований без учете социально-общественной сущности кооперации , ее основных принципов.
Вся хозяйственная деятельность предприятий потребкооперации должна быть подчинена и управляться ими. Поэтому изъятие у основного звена даже части предприятий с целью создания различного рода форм, коркпорации или других объединений, равно как и передача всех хозяйствующих субъектов потребительского общества на баланс собственного хозяйства потребсоюзов является не чем иным, как подрывом основ потребкооперации.
В текущем году активизировался процесс преобразования райпотребсоюзов в райпо. При этом имеют место четыре варианта организации управления торговой деятельностью на основе.
- хозрасчетных районных оптово-розничных объединений:
- нехозрасчетной оптовой базы /торгово-распределительных складов/ и розничных торговых предприятий, находящихся на балансе райпо.
- Хозрасчетной оптовой базы и розничных торговых предприятий, находящихся на балансе райпо.
- Хозрасчетной оптовой базы и хозрасчетных объединений /предприятий/ розничной торговли.
Программа реформирования областных потребсоюзов с учетом конкретных условий работы каждого райпотребсоюза, а главное с учетом уровня подготовленности руководящих кадров должна определить перечень райпотребсоюзов, преобразуемых в райпо и соответствующий вариант организационной структуры управления торговли.
Аналогичные меры по рационализации управления могут быть определены в других отраслях. В заготовках и кооперативной промышленности, например, это создание единого заготовительно-производственного объединения. В общественном питании – разукрупнение районных объединений, передача части или всех предприятий общественного питания потребительским обществам.
В серьезном и глубоком реформировании нуждается управление торговой деятельностью в потребсоюзах всех уровней. Сегодня очевидно, что эта главная отрасль потребительской кооперации, сохраняя старые организационные структуры не в состоянии преодолеть кризис. Торговля, как никакой другой вид деятельности очень и под ее влиянием многие торгующие организации в краткосрочные периоды становятся банкротами, или наоборот, наживают крупные состояния.
В прошлом, когда было централизованное фондирование товарных ресурсов, эти две управленческие линии обеспечивались командно-административным методами. В условиях перехода к рынку необходимо было управление торговлей перевести на экономическую основу, в управленческие структуры привести в соответствие с требованиями рынка и опытом развитых государств мира. Однако вместо этого в системе потребительской кооперации перестройку управления торговлей начали с управления оптовых контор, в результате чего была разрушена вертикаль. А это, в сочетании с влиянием внешних факторов, способствовало нарушению горизонтальных связей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.